Page 38 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN AUTUMN 2018
P. 38

2.








                                                                                                   3.
















                                                       1.  Страницы из архива автора               3. «Крест нательный» -
                                                        за 14 июля 1998 года с записью               еще без оправы
                                                        об окончании  изделия
                                                        «наперсный подвес с образом
                                                        Святого николая Чудотворца»
                                                        с живописью по розовой эмали-гильоше
                1.                                     2. Страница из архива автора
                                                        за 20 ноября 1998 года с записью
                                                        об окончании «Креста нательного»
                                                        с живописью по розовой эмали-гильоше


            СВЕТСКАЯ МИнИАТЮрА
            Светская миниатюра на эмали начала свой путь в россии   наносили рисунок из линий, напоминающих лучи
            в качестве своеобразного, очень высокого ранга наградно-  или волны, а затем покрывали поверхность эмалью.
            го знака, украшенного алмазами и драгоценными камня-  В результате, отполированная поверхность будто све-
            ми, введенного Петром I. Он жаловал его за различные за-  тилась изнутри. Волшебный эффект создавали рассе-
            слуги перед государством. Остается бесспорным тот факт,   ивающие свет выгравированные линии, спрятанные
            что именно на рубеже XVII и XVIII веков в россии появи-  под слоем эмали.
            лась портретная миниатюра на эмали и уже в первое де-  После  1917 года техника и умение  работать  с  юве-
            сятилетие своего существования достигла очень высокого   лирными эмалями уходит в забвение на долгие годы.
            уровня. Эмалевая миниатюра в россии хоть и использова-  Еще в 1886 году Е. М. Гаршин, первый исследователь,
            ла уже сложившиеся и традиционные европейские формы,   обратившийся к изучению русского финифтяного
            но нельзя забывать и о вековых традициях финифтяного   дела, призывал к возрождению «…столь полезной от-
            дела, идущих еще от Древней руси, и о ярком расцвете   расли изящных искусств».
            русской расписной эмали в XVIII веке в Москве и других
            городах россии. Это было той благодатной почвой, на ко-  рОСТОВ ВЕЛИКИЙ
            торую опиралась в своем развитии русская светская эмаль   Исторически так сложилось, что центром финифтевого
            XVIII столетия и, без которой немыслимо представить себе   дела с XVIII века стал ростов Великий, который являлся
            ни ее возникновение, ни расцвет.                  еще и духовным центром земли русской, а финифть всегда
                                                              была востребована епархией: православной церкви нуж-
            ЭМАЛь В рАБОТАХ ПЕрВЫХ ЮВЕЛИрнЫХ фИрМ             ны были изящные, долговечные миниатюры для украше-
            Однако  в  первой  четверти  XIX  века  произошёл  спад   ния драгоценных окладов, крестов, облачения священ-
            в  развитии эмалевой миниатюры, как в  россии, так   ников и литургических наборов. До 80-х годов XIX века
            и в Западной Европе. недолгий новый расцвет на ру-  промысел  сохранял  единство  и  самобытность.  но  рас-
            беже XIX  и  XX  веков был  связан  с  развитием  «рус-  ширение рынка  сбыта  и конкуренция  промышленного
            ского стиля» и стиля «модерн» и с использованием   производства икон вызывали необходимость ускорения
            миниатюры, в  том числе, и эмалевой, крупнейши-   трудового процесса, что не могло не отразиться на худо-
            ми фирмами Овчинникова, Хлебникова,  фаберже      жественном уровне изделий и высокое искусство превра-
            для украшения своих драгоценных изделий. Масте-   тилось в грубое ремесло.
            ра использовали самые разнообразные  ювелирные    После Октябрьской революции, когда другие народные
            техники, сочетание которых в одном предмете по-   промыслы, связанные с религией, были преданы забве-
            зволяло создавать традиционно сложные многопла-   нию, ростовская финифть сумела выжить, и не просто вы-
            новые декоративные композиции. Мастера фирмы      жить, а пронести до конца XX века свое желание и умение
            фаберже особенно прославились высочайшими до-     работать с эмалью. В ростове нашли выход  – стали вы-
            стижениями в технике так называемой гильоширов-   пускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные
            ки  –  на  золотую или  серебряную  поверхность яйца   изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком.

            36
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43