Page 38 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN AUTUMN 2018
P. 38
2.
3.
1. Страницы из архива автора 3. «Крест нательный» -
за 14 июля 1998 года с записью еще без оправы
об окончании изделия
«наперсный подвес с образом
Святого николая Чудотворца»
с живописью по розовой эмали-гильоше
1. 2. Страница из архива автора
за 20 ноября 1998 года с записью
об окончании «Креста нательного»
с живописью по розовой эмали-гильоше
СВЕТСКАЯ МИнИАТЮрА
Светская миниатюра на эмали начала свой путь в россии наносили рисунок из линий, напоминающих лучи
в качестве своеобразного, очень высокого ранга наградно- или волны, а затем покрывали поверхность эмалью.
го знака, украшенного алмазами и драгоценными камня- В результате, отполированная поверхность будто све-
ми, введенного Петром I. Он жаловал его за различные за- тилась изнутри. Волшебный эффект создавали рассе-
слуги перед государством. Остается бесспорным тот факт, ивающие свет выгравированные линии, спрятанные
что именно на рубеже XVII и XVIII веков в россии появи- под слоем эмали.
лась портретная миниатюра на эмали и уже в первое де- После 1917 года техника и умение работать с юве-
сятилетие своего существования достигла очень высокого лирными эмалями уходит в забвение на долгие годы.
уровня. Эмалевая миниатюра в россии хоть и использова- Еще в 1886 году Е. М. Гаршин, первый исследователь,
ла уже сложившиеся и традиционные европейские формы, обратившийся к изучению русского финифтяного
но нельзя забывать и о вековых традициях финифтяного дела, призывал к возрождению «…столь полезной от-
дела, идущих еще от Древней руси, и о ярком расцвете расли изящных искусств».
русской расписной эмали в XVIII веке в Москве и других
городах россии. Это было той благодатной почвой, на ко- рОСТОВ ВЕЛИКИЙ
торую опиралась в своем развитии русская светская эмаль Исторически так сложилось, что центром финифтевого
XVIII столетия и, без которой немыслимо представить себе дела с XVIII века стал ростов Великий, который являлся
ни ее возникновение, ни расцвет. еще и духовным центром земли русской, а финифть всегда
была востребована епархией: православной церкви нуж-
ЭМАЛь В рАБОТАХ ПЕрВЫХ ЮВЕЛИрнЫХ фИрМ ны были изящные, долговечные миниатюры для украше-
Однако в первой четверти XIX века произошёл спад ния драгоценных окладов, крестов, облачения священ-
в развитии эмалевой миниатюры, как в россии, так ников и литургических наборов. До 80-х годов XIX века
и в Западной Европе. недолгий новый расцвет на ру- промысел сохранял единство и самобытность. но рас-
беже XIX и XX веков был связан с развитием «рус- ширение рынка сбыта и конкуренция промышленного
ского стиля» и стиля «модерн» и с использованием производства икон вызывали необходимость ускорения
миниатюры, в том числе, и эмалевой, крупнейши- трудового процесса, что не могло не отразиться на худо-
ми фирмами Овчинникова, Хлебникова, фаберже жественном уровне изделий и высокое искусство превра-
для украшения своих драгоценных изделий. Масте- тилось в грубое ремесло.
ра использовали самые разнообразные ювелирные После Октябрьской революции, когда другие народные
техники, сочетание которых в одном предмете по- промыслы, связанные с религией, были преданы забве-
зволяло создавать традиционно сложные многопла- нию, ростовская финифть сумела выжить, и не просто вы-
новые декоративные композиции. Мастера фирмы жить, а пронести до конца XX века свое желание и умение
фаберже особенно прославились высочайшими до- работать с эмалью. В ростове нашли выход – стали вы-
стижениями в технике так называемой гильоширов- пускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные
ки – на золотую или серебряную поверхность яйца изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком.
36