Page 37 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN AUTUMN 2018
P. 37
1. Пасхальное яйцо
«Памяти Михаила Перхина»
СИрИн
Живопись по эмали-гильоше:
Евгений Баранов
2. Пасхальное яйцо
«Торжество Богородицы»
СИрИн
Живопись по эмали-гильоше:
Евгений Баранов
3. настольное украшение
«Первопроходцы
земли сибирской»
СИрИн
Живопись по эмали-гильоше:
Евгений Баранов, Татьяна
1. Козловская
2.
…Искусство русской эмали, финифти, от греческого «фингитис» –
светлый, блестящий камень, имеет богатые и древние тра-
3.
диции, а сложные техники эмали, применение драго-
ценных металлов, длительный и трудоемкий процесс
обучения – все это делало подобные предметы крайне дорого-
стоящими. Заказчиками работ с эмалью были высшая аристо-
кратия и иерархи церквей. Древнерусская эмаль этого периода,
с X-начала XIII века, смогла стать яркой страницей в истории на-
ционального и европейского искусства.
Во второй половине XV века на территории Московско-
го Кремля были созданы Золотая и Серебряная палаты
для выполнения работ по заказам царского двора, что спо-
собствовало появлению дорогих, сложных по технике ис-
полнения парадных вещей, украшенных эмалью. В конце
XVII века в мастерских Кремля создавались произведе-
ния, которые не только по своим художественным ка-
чествам могли сравниться с работами прославленных
европейских мастеров, но и превосходили их широтой
палитры эмалей. Уже в начале XVIII века расписная (живописная) эмаль
Московские художники придворных мастерских первы- и миниатюра (живопись) на эмали стали новыми техни-
ми осваивали новые технические и художественные при- ками, которые, будучи характерными для светского ис-
ёмы и живо реагировали на стилевые изменения в искус- кусства Западной Европы, помогли отечественным эма-
стве. А само искусство эмальеров кустарных мастерских льерам раздвинуть рамки русской художественной эмали.
совершенствовалось путём накопления профессиональ- К концу XVII века запросы высших слоев общества удов-
ного опыта, передававшегося из поколения в поколе- летворялись работами с эмалью по золоту и серебру, не-
ние. Поэтому в периоды, когда искусство столичных ма- редко в сочетании с драгоценными камнями, а посадско-
стерских переживало упадок, ведущую роль принимали го населения – недорогими медными вещами, но тоже
на себя отдельные провинциальные эмальерные центры, с эмалью. разнообразие изделий с эмалью говорит о том,
чья обширная техническая база, которую они составляли, что впервые художественная эмаль не ограниченно,
обеспечивала стабильность, накапливая и реализовывая а широко вошла в русскую жизнь, стала играть активную
художественный опыт, что отличало русскую школу фи- роль в формировании художественного образа нацио-
нифти от большинства зарубежных школ. нального декоративно-прикладного искусства.
35