Page 33 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN ЛЕТО 2018
P. 33

1.                                         Именно     распространение       так    называемого

                                                      ново русского, или, как его относительно недавно

                                                      называли, псевдорусского стиля,   в искусстве
                                        2.
                                                      второй половины XIX века предопределило

                                                     особенно яркий расцвет эмальерного дела.



                                   1.  Чарка «Княжеская»
                                     СИРИН
                                     серебро
                   3.                витражная эмаль
                                   2. Чаша «Орхидея»
                                     СИРИН                    тенденции историзма с момента их возникновения
                                     Золото                   имели двойственную структуру. Они основывались,
                                     бриллианты
                                     нефрит                   с одной стороны, на принципах развития общеев-
                                     витражная эмаль          ропейской художественной традиции, с другой – на ут-
                                   3. Чарка «Юбилейная»       верждении самобытного, русского стиля, восходящего
                                     СИРИН                    в своих истоках к наследию национального искусства
                                     золото
                                     бриллианты               средневекового периода. Именно распространение
                                     эмаль-гильоше
                                                              этого, так называемого ново русского, или, как его от-
                                                              носительно недавно называли, псевдорусского, стиля
                                                              в искусстве второй половины XIX века предопределило
                                                              особенно яркий расцвет эмальерного дела.
            Длительный, почти столетний застой в разви тии таких   Новорусские черты начали проявляться еще в 20–30-е
            технических приемов эмальерного искусства, как вы-  годы XIX столетия, когда впервые стали возводиться со-
            емчатая эмаль, эмаль по скани и других, практически   оружения, «приноровленные к древнему русскому вкусу
            исключал возможность замены расписной эмали или   в  Византийском штиле».  В  камерных  же  формах  деко-
            обновления ее пластических средств за счет сочетания   ративно-прикладного и, в частности,  ювелирного ис-
            с другими приемами исполнения финифти.  таким об-  кусства новорусский стиль утвердился несколько позже,
            разом, если в конце XVIII века мини атюрной эмалевой   лишь в середине прошлого века. В середине XIX столетия
            живописи еще принадлежало одно из лидирующих мест   многими художниками декоративно-прикладного искус-
            в формировании нового искусства, то впоследствии эма-  ства был уже накоплен опыт преемственности древнего
            льерное дело оказалось в положении одного из консер-  мастерства и творческой интерпретации образов народ-
            вативных видов художественного творчества. Этим объ-  ного искусства. Пожалуй ни в одном из всех видов худо-
            ясняется определенный спад общественного интереса
            к произведениям эмальерного искусства, отразившийся
            на деятельности столичных школ в первой трети XIX века.
            Некоторое оживление эмальерного дела началось
            лишь в середине столетия и было связано с целым ря-
            дом  усовершенствований  в  технологии  производства
            изделий из драгоценных металлов, а также увеличе-
            нием выпуска отечественными предприятиями раз-
            нообразных высококачествен ных эмалевых сплавов.
            Важной предпосылкой выдвижения эмальерного дела
            на передовые рубежи послужило развитие в искусстве
            определенных художественных тенденций, сложив-
            шихся в определенный стиль, именуемый в специаль-
            ной ли тературе историзмом.                         Чаша «Георгиевская»
                                                                СИРИН
                                                                Золото
                                                                серебро
                                                                рубины
                                                                эмаль-гильоше
                                                                перегородчатая эмаль
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38