Page 33 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN ЛЕТО 2018
P. 33
1. Именно распространение так называемого
ново русского, или, как его относительно недавно
называли, псевдорусского стиля, в искусстве
2.
второй половины XIX века предопределило
особенно яркий расцвет эмальерного дела.
1. Чарка «Княжеская»
СИРИН
серебро
3. витражная эмаль
2. Чаша «Орхидея»
СИРИН тенденции историзма с момента их возникновения
Золото имели двойственную структуру. Они основывались,
бриллианты
нефрит с одной стороны, на принципах развития общеев-
витражная эмаль ропейской художественной традиции, с другой – на ут-
3. Чарка «Юбилейная» верждении самобытного, русского стиля, восходящего
СИРИН в своих истоках к наследию национального искусства
золото
бриллианты средневекового периода. Именно распространение
эмаль-гильоше
этого, так называемого ново русского, или, как его от-
носительно недавно называли, псевдорусского, стиля
в искусстве второй половины XIX века предопределило
особенно яркий расцвет эмальерного дела.
Длительный, почти столетний застой в разви тии таких Новорусские черты начали проявляться еще в 20–30-е
технических приемов эмальерного искусства, как вы- годы XIX столетия, когда впервые стали возводиться со-
емчатая эмаль, эмаль по скани и других, практически оружения, «приноровленные к древнему русскому вкусу
исключал возможность замены расписной эмали или в Византийском штиле». В камерных же формах деко-
обновления ее пластических средств за счет сочетания ративно-прикладного и, в частности, ювелирного ис-
с другими приемами исполнения финифти. таким об- кусства новорусский стиль утвердился несколько позже,
разом, если в конце XVIII века мини атюрной эмалевой лишь в середине прошлого века. В середине XIX столетия
живописи еще принадлежало одно из лидирующих мест многими художниками декоративно-прикладного искус-
в формировании нового искусства, то впоследствии эма- ства был уже накоплен опыт преемственности древнего
льерное дело оказалось в положении одного из консер- мастерства и творческой интерпретации образов народ-
вативных видов художественного творчества. Этим объ- ного искусства. Пожалуй ни в одном из всех видов худо-
ясняется определенный спад общественного интереса
к произведениям эмальерного искусства, отразившийся
на деятельности столичных школ в первой трети XIX века.
Некоторое оживление эмальерного дела началось
лишь в середине столетия и было связано с целым ря-
дом усовершенствований в технологии производства
изделий из драгоценных металлов, а также увеличе-
нием выпуска отечественными предприятиями раз-
нообразных высококачествен ных эмалевых сплавов.
Важной предпосылкой выдвижения эмальерного дела
на передовые рубежи послужило развитие в искусстве
определенных художественных тенденций, сложив-
шихся в определенный стиль, именуемый в специаль-
ной ли тературе историзмом. Чаша «Георгиевская»
СИРИН
Золото
серебро
рубины
эмаль-гильоше
перегородчатая эмаль