Page 31 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN ЛЕТО 2018
P. 31
Игнатий Павлович Сазиков, сын основателя, предста-
вил коллекцию из девятнадцати предметов, созданную
по мотивам крестьянской жизни, что было совершенно
новым явлением для элитарного вида искусства, каким
являлось ювелирное дело, и получил Большую золотую
медаль первого достоинства.
На выставке 1861 года И. Сазиков представил чер-
нильный прибор в виде деревенской избы в окруже-
нии хозяйственных построек с многочисленными
подробностями крестьянского быта: колодцем, пти-
цей. Он первый придал своим произведениям наци-
ональный характер. Так, фабрикант удачно соединил
в себе дар художника с ремеслом промышленника.
За свои высокохудожественные произведения фир-
ма неизменно получала награды на всех российских
и международных выставках. Изделия с успехом кон-
курировали с работами лучших ювелиров Европы,
Блюдо, 1882 год. Литография, 1883 год.
Выполнено по заказу Петербургского купечества а фирма Сазикова считалась одной из лучших в сере-
для подношения хлеба-соли императору Александру III дине XIX века, имела почётные грамоты, малые и боль-
и императрице Марии Федоровне во время
коронационных торжеств в Москве. шие золотые медали за всероссийские выставки худо-
жественно-промышленных товаров в 1835, 1849, 1853,
1861, 1865 годах, а также большую золотую медаль
Но Сазиковы работали не только в русской мане- и Орден почетного легиона за всемирные выставки
ре. Позднее фирма начала выпускать изделия свет- в Лондоне в 1851 году и в 1867 году в Париже.
ского характера в других, более традиционных
стилях: барокко, рококо. Даже встречались рабо- Творчество фирмы САЗИКОВЪ занимает особое место
ты, предвосхищавшие грядущий модерн: «Чер- в русском ювелирном искусстве, ее мастера создавали
нильница и парные подсвечники», 1877 год. Кроме изделия, которым по качеству исполнения и обработке
того, использовался передовой зарубежный опыт металла не было равных. За почти вековой творческий
и оборудование. Так, Сазиков привез из Франции путь, работая в серебре, фирма добилась грандиозного
в Россию один из первых гильоширных станков – успеха и получила мировое признание.
устройство для нанесения узоров, а при его фабрике
впервые открылось отделение для обучения серебря-
ных и золотых дел мастеров.
УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКАХ
В 1830-е годы Игнатий Павлович Сазиков впервые
посещает Европу для ознакомления с особенностями Большая медаль,
ювелирного производства на Западе, а в 1851 году Лондонская
фирма САЗИКОВЪ приняла участие в Художественно- выставка, 1851 год.
промышленной выставке в Лондоне. На обозрение
иностранной публике было представлено большое
напольное украшение-канделябр в виде скульптурной
группы, посвященное победе на Куликовом поле. Цен-
тральная фигура – Дмитрий Донской, лежащий под
елью в окружении бояр, военачальников, знаменосца
и всадника, рассказывающих ему о победе. Канделябр
был создан скульпторами И.Витали и П.Клодтом под
наблюдением академика Ф.Солнцева для соблюдения
исторических подробностей в одежде и вооружении.
Иностранные судьи были покорены качеством ис-
полнения работы и новизной стиля, за что и вручили
золотую медаль. Так, русская фирма получила заказы
из Англии. Изделие наряду с другими было выставлено
на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году
по инициативе принца Альберта.
29