Page 37 - Magazine "JEWELRY GARDEN" WINTER 2024
P. 37
Инновации
«Черный квадрат»
Казимир Малевич
Сетка Вульфа
Икона «Неопалимая Купина»
Советский теоретик искусства Бахтин ввел
для обозначения единства пространства и време-
ни в искусстве понятие «хронотроп». Реляцион-
ную теорию доказал на практике физик Эйнштейн,
основатель теории относительности: «свой-
ства объектов в пространстве и времени зависят
от скорости или хода времени». Важное влияние
на формирование картины мира авангардистов
оказали теоретики русского космизма и геоме- Для нее были характерны «замена традицион-
трия Минковского с концепцией 4-го измере- ного или сакрального на формальное сходство
ния: «пространства-времени, визуально выража- природному, механика или материализм, искус-
емого сферической нелинейной перспективой». ство-эстетизм, хаос-анархизм».
Сферическая перспектива применялась, напри- Суть генеративного проектирования заключается
мер, в иконе, наряду с обратной перспективой. в том, что дизайнеры задают общие требования, а
Принципы построения сферической перспекти- генеративная система на основании этих запросов
вы графически демонстрирует сетка российского «выращивает» новый, непредсказуемый дизайн –
учёного-кристаллографа Вульфа, используемая новое формообразование, невозможное в про-
в минералогии, а также в навигационных и астро- шлом. Так оптические иллюзии становятся явью.
метрических целях. Те же принципы применены
в работе «Чёрный квадрат» Малевича. Полученные в результате генеративного проек-
тирования художественные, физические и тех-
* Эволюция художественной формы в супрема- нически новые формы могут служить основой
тизме, одном из направлений русского авангарда для создания принципиально новых эксперимен-
Концепция «от «черного» к «белому»» привела тальных ювелирных коллекций. Компетентность
Малевича к минимизации изображения формы автора-ювелира в конкретной предметной об-
в художественном пространстве. На своей пер- ласти, его художественный вкус, глубина знаний
сональной выставке в марте 1920 года он завер- в виде его кругозора, понятия о мире и профес-
шил экспозицию пустыми загрунтованными хол- сиональные умения в совокупности с новыми тех-
стами. Этот жест стал декларацией о «чистом нологиями дают ему возможности, необходимые
действии» и знаменовал переход супрематизма для достижения более высоких творческих целей,
в новую стадию – теорию беспредметности, как так необходимых современному миру.
концепции мира. Действие преодолело фор-
му, определив основное направление визуаль-
ного искусства XX века: дизайн – промышлен-
ное искусство, конструктивизм, функционализм.
Постмодернизм середины XX века, пришедший
на смену модернизму авангарда сформиро-
вал свою, стандартизованную индустриальны-
ми технологиями систему творческих подходов.
РИНГО
Кольцо из коллекции
«Черный квадрат»
35