Page 37 - Magazine "JEWELRY GARDEN" WINTER 2024
P. 37

Инновации

                                                «Черный квадрат»
                                                Казимир Малевич


                                                                             Сетка Вульфа


                                                                                  Икона «Неопалимая Купина»

















             Советский  теоретик  искусства  Бахтин  ввел
             для обозначения единства пространства и време-
             ни  в  искусстве  понятие  «хронотроп».  Реляцион-
             ную теорию доказал на практике физик Эйнштейн,
             основатель  теории    относительности:   «свой-
             ства объектов в пространстве и времени зависят
             от скорости или хода времени». Важное влияние
             на  формирование  картины  мира  авангардистов
             оказали  теоретики  русского  космизма  и  геоме-  Для  нее  были  характерны  «замена  традицион-
             трия  Минковского  с  концепцией  4-го  измере-  ного  или  сакрального  на  формальное  сходство
             ния:  «пространства-времени,  визуально  выража-  природному,  механика  или  материализм,  искус-
             емого  сферической  нелинейной  перспективой».   ство-эстетизм, хаос-анархизм».
             Сферическая  перспектива  применялась,  напри-   Суть генеративного проектирования заключается
             мер,  в  иконе,  наряду  с  обратной  перспективой.  в том, что дизайнеры задают общие требования, а
             Принципы  построения  сферической  перспекти-    генеративная система на основании этих запросов
             вы графически демонстрирует сетка российского  «выращивает»  новый,  непредсказуемый  дизайн  –
             учёного-кристаллографа  Вульфа,  используемая    новое  формообразование,  невозможное  в  про-
             в минералогии, а также в навигационных и астро-  шлом. Так оптические иллюзии становятся явью.
             метрических  целях. Те  же  принципы  применены
             в работе «Чёрный квадрат» Малевича.              Полученные  в  результате  генеративного  проек-
                                                              тирования  художественные,  физические  и  тех-
            * Эволюция художественной формы в супрема-        нически  новые  формы  могут  служить  основой
             тизме, одном из направлений русского авангарда   для создания принципиально новых эксперимен-
             Концепция  «от  «черного»  к  «белому»»  привела    тальных  ювелирных  коллекций.  Компетентность
             Малевича  к  минимизации  изображения  формы     автора-ювелира  в  конкретной  предметной  об-
             в  художественном  пространстве.  На  своей  пер-  ласти, его художественный вкус, глубина знаний
             сональной  выставке  в  марте  1920  года  он  завер-  в виде его кругозора, понятия о мире и профес-
             шил  экспозицию  пустыми  загрунтованными  хол-  сиональные умения в совокупности с новыми тех-
             стами.  Этот  жест  стал  декларацией  о  «чистом   нологиями дают ему возможности, необходимые
             действии»  и  знаменовал  переход  супрематизма   для достижения более высоких творческих целей,
             в новую стадию – теорию беспредметности, как     так необходимых современному миру.
             концепции  мира.  Действие  преодолело  фор-
             му,  определив  основное  направление  визуаль-
             ного  искусства  XX  века:  дизайн  –  промышлен-
             ное  искусство,  конструктивизм,  функционализм.
             Постмодернизм  середины  XX  века,  пришедший
             на  смену  модернизму  авангарда  сформиро-
             вал  свою,  стандартизованную  индустриальны-
             ми  технологиями  систему  творческих  подходов.
                                                                         РИНГО
                                                               Кольцо из коллекции
                                                                 «Черный квадрат»
                                                                                                           35
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42