Page 31 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2023 AUTUMN
P. 31

Инновации

             Асимметрия в композиционном построении предметов
             ювелирного искусства является во многих случаях
             формообразующим элементом, выполняющим функцию
             объединения орнаментального произведения в законченный
             мотив, единый и целостный визуальный образ. Примером
             инновационного применения несимметричных первичных
             структур и создания на базе их оригинального гармоничного
             художественного ритма являются произведения Сергея
             Дьяконова.

                                            «Каравелла», браслет                            «Парус», кольцо
                                            Сергей Дьяконов                                 Сергей Дьяконов















                                                              НАПРАВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
                                                              Осмысливая  понятие  «ювелирное  искусство»,
                                                              можно  выделить  следующие  тематические  раз-
                                                              делы:  ювелирная  отрасль  (авторское  ювелирное
                                                              искусство;  ювелирные  бренды  «от-кутюр»  и
                                                             «прет-а-порте»,  диффузные  и  бридж-бренды
                                                              и  другое,  бижутерия  и  имитации;  ювелирное
             ОТРАЖЕНИЕ МИРА В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ             оформление  изделий,  например,  оружие,  пред-
             Важное  место  в  формировании  единого  цен- меты интерьера, камневая отрасль – бриллианты
             ностно-смыслового  базиса  занимает  ювелирное  и драгоценные камни и их имитации, поделочные
             искусство.  Интересно,  что  процессы  тотальной   и  полудрагоценные  камни,  глиптика  и  камнерез-
             культурной  диффузии  не  только  не  размывают  ное искусство; часовая отрасль – авторское часо-
             этот  ценностно-смысловой  базис,  а  наоборот  –  вое искусство, часовые бренды.
             концентрируют  и  уточняют  его,  отсеивая  второ-
             степенное. Ювелирное искусство является одним    КОМПОНЕНТЫ ИННОВАЦИЙ
             из  самых  инертных  видов  декоративно-приклад- Одновременно  можно  выделить  структурные
             ного искусства. Это связано со сложностью при- компоненты  инноваций  в  ювелирном  искусстве.
             меняемых  технологий  и  высокой  стоимостью  Например,  технико-технологические  (приемы
             материалов.  Но  оно  сохраняет  интересные  арте- и  методы  обработки),  тотальная  цифровизация
             факты, эстетику и стилистику древних идей и об- технологических  процессов,  в том  числе,  приме-
             разов в наиболее полном виде, играя существен- нение  искусственного  интеллекта,  аддитивных
             ную  роль  в  процессах  сохранения  культурной   технологий,  использование  цифровых  техноло-
             и коллективной памяти человечества. Кроме того,  гий  в  механической  обработке  и  традиционном
             оно базируется на мировоззрении, как комплексе  формообразующем  производстве  (литье,  обра-
             исторических,  национально-этнических  и  куль- ботка  материалов  давлением),  использование
             турных  особенностей  и  взаимодействий  мира,  «неювелирных»  материалов  и  практическое  при-
             удерживает  единство  отечественной  культуры.  менение  научных  разработок,  маркетинговые,
             С  другой  стороны,  ювелирная  отрасль  является   художественные  (формообразование;  сайнс-арт;
             высокотехнологичной  креативной  индустрией,  синтез  и  переход  качеств);  культурологические
             активно  применяет  и  развивает  инновационные  (междисциплинарность;  создание  новых  тради-
             подходы  и  научные  разработки.  Именно  в  со- ций;  смарт-онтология  и  кластеры,  мультиэлитар-
             единении  этих  инновационных  и  традиционных   ность, мультикультурность и миграция ценностей).
             составляющих  образуется  ценностно-смысловое  Изучая роль человека-творца, генеративного цен-
             ядро современной российской метакультуры и её  тра  индустрии,  и  достижение  им  художествен-
             духовная пространственно–временная основа.       ной  выразительности  произведений  ювелирного





                                                                                                           29
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36