Page 27 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2022 AUTUMN
P. 27
Наплечный амулет,
1-я половина ХХ века.
Серебро, позолота, чернение, бирюза, кораллы, Искусство мира
перламутр, цветные камни.
Штамповка, гравировка, филигрань, пайка.
Парный тумор-амулет,
начало ХХ века.
Серебро, позолота,
чернение, бирюза,
коралл,
цветные камни.
Штамповка,
гравировка, пайка.
Амулет «Тумор», ХХ век.
Серебро, позолота, чернение,
бирюза, цветные камни.
Штамповка, гравировка.
Ташкентские ювелиры уже в первой половине Изделия из серебра с кораллом и полудрагоцен-
XIX века разработали целую коллекцию ювелирных ными камнями, созданные творческой фантазией
височных украшений «гаджак», увесистых аксессу- известных ювелиров нашего времени, не уступают
аров, таких как крупное нагрудное украшения «зе- в красоте и тщательности проработки лучшим об-
бигардон» в форме граната, браслеты, треуголь- разцам узбекского традиционного ювелирного ис-
ные, прямоугольные и парные амулеты и другие. кусства и неизменно привлекают внимание посе-
Среди старинных ювелирных украшений ташкентской тителей в художественных салонах. Возрождение
школы выделяются своей аутентичной формой юве- старинных видов женских украшений способство-
лирные футляры для амулетов - «туморы». Они соз- вало тому, что возрос интерес и к художникам со-
даются в виде треугольников, обращенных вершиной временных ювелирных производств Ташкента. Они
кверху, прямоугольников, многоугольников, цилин- на основе древних форм создают новые украшения,
дрических трубочек. «Туморы» не только тщательно в которых продолжаются традиции замечательного
орнаментированы филигранью, зернью или эмалями, художественного мастерства.
но и нередко снабжены надписями с молитвами. «Ту- С момента независимости Узбекистан получил воз-
моры» подвешивали к ожерельям с ажурными про- можность использовать в ювелирных изделиях дра-
низями или носили, прикрепив к цепи на груди. Ино- гоценные металлы, что привело к развитию многих
гда в одном украшении совмещали два-три тумора центров ювелирного ремесла, мастерских, промыш-
разной конфигурации. В старину узбекские женщины ленных предприятий, частных объединений в Таш-
прятали в тумор молитву-оберег, амулет, магическое кенте и к созданию современной ювелирной школы,
заклинание, а некоторые – записочку от любимого. что, несомненно отразится на лучшем будущем всей
ювелирной отрасли солнечной страны.
Серьги «Балдок»,
Ф.Дадамухамедов,
1988 год.
Филигрань, вырубка,
зернь,
плетение,
пайка.
Амулет «Карга шои»,
Н.Холматов, 1982 год.
Серебро, позолота, лазурит, коралл.
Филигрань, пайка. 25