Page 26 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2022 AUTUMN
P. 26

Искусство мира



















                                                           благодаря тВорчеСкой
                                                           энергии и иСкуССтВу МаСтероВ
                                                           ташкентСкой ЮВелирной школы
                                                           продолжаЮт разВиВатьСя дреВние
                                                           традиции этого заМечательного
                                                           художеСтВенного реМеСла.













             ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ                      Золочение – процесс покрытия ювелирных изделий тонким слоем
             Все мастера-ювелиры, как и в других   сусального золота, позолотой. Применяется в ювелирном искусстве
             ремеслах, передавали свое семейное    с целью придания богатого, роскошного декоративно-эстетического
             мастерство из поколения в поколе-     вида изделиям, а в некоторых случаях – с целью защиты от разру-
             ние, и это была уникальная тради-     шения и окисления или коррозии.
             ция, которая восходила к древности.
             Большинство ташкентских ювелиров      Филигрань – одна из красивейших техник украшения металла
             работало с золотом, серебром, ме-     в декоративно-прикладном искусстве. В зависимости от техно-
             дью, бронзой, бирюзой, кораллами,     логических особенностей изготовления филигранных изделий
             самоцветами,  жемчугом,  рубина-      различают большое разнообразие видов и разновидностей филигра-
             ми и другими материалами. Часто       ни. Так, напайная филигрань (скань) –  это художественная обработка,
             в украшениях использовались моне-     при которой узор из проволоки или зернь напаивают на листовой
             ты, серебро с золотым покрытием.      металл.
             Эта техника сохранилась и до сих пор
             практикуется узбекскими ювелирами.    Ажурная филигрань – это обработка, при которой узор, состоящий
                                                   из элементов, выполненных из проволоки, спаивают только между
             В конце XIX-ХХ веков излюбленными     собой, без фона, образуя металлическое кружево. Применяемую
             техническими приемами ювелиров        в этом случае зернь напаивают на это кружево.
             ташкентской традиционной школы
             были литье, ковка, зернь, ажурная     Чернь – древний приём декорирования самых разных украше-
             и накладная филигрань, гравировка,    ний путём придания им оттенков чёрного цвета. После приме-
             чернь, инкрустация драгоценными и     нения этой техники фактура поверхности предмета становится
             полудрагоценными камнями. Основ-      контрастней и богаче - будь то рисунок орнамента или детали
             ной выступала техника золочения, так   рельефа. Под чернением могут подразумеваться абсолютно раз-
             как еще в IX веке здесь сложилось не-  ные технологии: от традиционной, основательной «черни» (niello),
             гативное отношении к ношению изде-    специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе,
             лий из золота, то оно было хитроумно   до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту
             обойдено применением золочения        именуемого «оксидированием». Она наносилась химическим путем
             дозволенных серебряных украшений.     сульфатной пленкой заданной толщины, от которой можно избавить-
                                                   ся теми же химическими методами, и которая со временем также
                                                   может сама истончиться.

            24
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31