Page 26 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2022 AUTUMN
P. 26
Искусство мира
благодаря тВорчеСкой
энергии и иСкуССтВу МаСтероВ
ташкентСкой ЮВелирной школы
продолжаЮт разВиВатьСя дреВние
традиции этого заМечательного
художеСтВенного реМеСла.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ Золочение – процесс покрытия ювелирных изделий тонким слоем
Все мастера-ювелиры, как и в других сусального золота, позолотой. Применяется в ювелирном искусстве
ремеслах, передавали свое семейное с целью придания богатого, роскошного декоративно-эстетического
мастерство из поколения в поколе- вида изделиям, а в некоторых случаях – с целью защиты от разру-
ние, и это была уникальная тради- шения и окисления или коррозии.
ция, которая восходила к древности.
Большинство ташкентских ювелиров Филигрань – одна из красивейших техник украшения металла
работало с золотом, серебром, ме- в декоративно-прикладном искусстве. В зависимости от техно-
дью, бронзой, бирюзой, кораллами, логических особенностей изготовления филигранных изделий
самоцветами, жемчугом, рубина- различают большое разнообразие видов и разновидностей филигра-
ми и другими материалами. Часто ни. Так, напайная филигрань (скань) – это художественная обработка,
в украшениях использовались моне- при которой узор из проволоки или зернь напаивают на листовой
ты, серебро с золотым покрытием. металл.
Эта техника сохранилась и до сих пор
практикуется узбекскими ювелирами. Ажурная филигрань – это обработка, при которой узор, состоящий
из элементов, выполненных из проволоки, спаивают только между
В конце XIX-ХХ веков излюбленными собой, без фона, образуя металлическое кружево. Применяемую
техническими приемами ювелиров в этом случае зернь напаивают на это кружево.
ташкентской традиционной школы
были литье, ковка, зернь, ажурная Чернь – древний приём декорирования самых разных украше-
и накладная филигрань, гравировка, ний путём придания им оттенков чёрного цвета. После приме-
чернь, инкрустация драгоценными и нения этой техники фактура поверхности предмета становится
полудрагоценными камнями. Основ- контрастней и богаче - будь то рисунок орнамента или детали
ной выступала техника золочения, так рельефа. Под чернением могут подразумеваться абсолютно раз-
как еще в IX веке здесь сложилось не- ные технологии: от традиционной, основательной «черни» (niello),
гативное отношении к ношению изде- специального сплава, намертво вплавляемого к металлу-основе,
лий из золота, то оно было хитроумно до современного облегченного варианта («серная печень»), в быту
обойдено применением золочения именуемого «оксидированием». Она наносилась химическим путем
дозволенных серебряных украшений. сульфатной пленкой заданной толщины, от которой можно избавить-
ся теми же химическими методами, и которая со временем также
может сама истончиться.
24