Page 25 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2022 AUTUMN
P. 25
Зебигардон, ХХ век.
Искусство мира
Серебро, позолота, бирюза,
коралл, перламутр, цветные
камни, шёлковые нити.
Филигрань, пайка.
Гаджак,
начало ХХ века.
Серебро
позолота
бирюза
перламутр
цветные камни.
Пайка
для ташкента были характерны налобные украшения:
«тилла-кош», «тилла-баргак»; нагрудные украшения:
«зебигардон»; аМулеты; изящные браСлеты С тонкиМи
граВироВальныМи узораМи; Серьги «ойнадор»,
СоСтоящие из неСкольких чаСтей, СВиСаЮщих
по Вертикали, а также «ойбалдок», чаСти, которого
были закреплены и СВиСали С большого элегантного
круга.
ТАШКЕНТ
ТРАДИЦИОННАЯ ЮВЕЛИРНАЯ ШКОЛА
ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЯ
О ташкентской ювелирной школе можно судить К концу XIX века около 40 ювелирных мастерских
по сохранившимся изделиям, выполненным в основ- изготавливали и продавали ювелирные изделия
ном из серебра и сплавов с последующим золочени- в самих мастерских. Некоторые из них располагались
ем. Очевидно они предназначались для средних слоев на рынках, но все же в основном мастера изготавли-
населения. Ташкентские мастера-ювелиры значитель- вали украшения дома и приходили на рынок только
но реже использовали басменную технику или штамп. для того, чтобы продать свою работу и купить необ-
В декоре же изделий для выкладывания гнезд ходимое сырье. К началу XX века число мастерских
под цветные стекла, которыми покрывалась достигло 70. Они располагались отдельными торго-
поверхность украшения, использовалась наклад- выми рядами, и только у известных мастеров были
ная филигрань, более простая по исполнению. свои постоянные клиенты, и поэтому свои изделия
При этом в изделиях преоблада- они выпускали под заказ.
ло сочетание красного граненно- В 1867 году в Ташкенте число ювелиров составило
го стекла с голубой бирюзой. более 135 человек. 50 из них были мастерами зо-
Такому стилю было характер- лотых дел. По архивным сведениям, наряду
но плоскостное решение, с местными ювелирами, здесь тру-
дробность деталей и дились и индийские, и азер-
яркая полихромность. байджанские, и дагестанские.
Б олее уда чны В 1886 году на рынке Чорсу
в цветовом реше- в Ташкенте ювелирные изде-
нии были изделия, лия размещались в 20 лавках,
орнаментиро- а к 1903 году ювелирных ла-
ванные в технике вок было уже более 40.
чернения, грави-
ровки и чеканки.
23