Page 13 - Magazine "JEWELRY GARDEN" AUTUMN 2021
P. 13

Новые тенденции
























                                                                     Александр  Родченко  -  идеолог  российской  школы  дизай-
                                                                     на, свою инновационную концепцию формообразования,
                                                                     основанную на минимальных средствах выразительности,
                                                                     сформулировал в программе образовательного процесса
                                                                     МЕТФАКа ВХУТЕМАСа еще в 20-ых годах XX века. Ее творческой
                                                                     основой стало выявление первоэлементов художественного
                                                                     языка, таких как линия, геометрическая форма, цвет, фактура,
                                                                     движение и прочее. В его провозглашённом методе преподава-
                                                                     ния геометризация, модульность и структурность построения
                                                                     преобладали над другими композиционными принципами.
                                                                     И эти идеи актуальны до сих пор.


          ИСКУССТВО И СИНТЕЗ
          Ювелирное искусство – это сплав творческого мышления,  гановского Центрального художественно-промышленного
          традиционных  и  инновационных  технологий,  и  его  роль   училища  и  идеях  конструктивно-пластического  формообра-
          в индустрии роскоши бесспорно представляет большой   зования Баухауза и Вхутемаса, 100-летие со дня основания
          интерес. Современное  ювелирное искусство расширяет   которых отмечается в эти годы.
          границы традиций и может быть самостоятельным, сти-
          леобразующим элементом или арт-объектом, приобретая   ИСКУССТВО И ФОРМА
          самостоятельные эстетическую, ценностную и  коммуни-  Известно, что авангардисты начала 20-го века искали вдох-
          кативную функции. Интересно рассмотреть тенденции   новение в духовных практиках Азии, изучали геометриче-
          развития современного российского авторского ювелирно-  ские трактаты древности, в том числе, античности. Ведь гео-
          го искусства, как высшей ступени в творческой иерархии   метрические символы — визуальные инструменты, которые
          ювелирного продукта.                               помогают соотносить взаимодействие человека с гармонич-
          Необходимо отметить, что  основным современным  худо-  ными ритмами природы и космоса. Простые геометрические
          жественным приемом современного  ювелирного искус-  формы, описывающие природные явления, всегда восприни-
          ства является синтез: соединение несоединимого, создание   мались в связи с теми сокровенными первообразами космо-
          принципиально нового продукта, не сводимого к прямому   са, которые они помогали выразить. И все структуры имеют
          использованию качеств его составных частей. Синтез дела-  в  своей  основе  геометрическую  основу.  Особенно  это  за-
          ет произведение многоплановым и многогранным. Здесь   метно в архитектуре - египетских пирамидах, храмах Индии,
          достигается  синергетический  эффект,  усиливающий  вза-  пагодах Китая и Японии, палатках индейцев Северной
          имодействия, когда сила совместного воздействия компо-  Америки, церквях и соборах христианского мира.
          нентов существенно выше, чем каждого в отдельности.
          Смысл современного искусства — активизировать чув-  Преподаватели кафедры «Художественный металл» МГХПА
          ственное восприятие человека, оказывать на него много-  имени С.Г. Строганова 2016-2021 годов, известные россий-
          стороннее эмоциональное воздействие. Все это воплоща-  ские  ювелиры Феликс Кузнецов, основатель «пластическо-
          ется в синтезе искусств, сущностном, композиционном   го конструктивизма», В. Глынин, А. Тихонов, М. Круглова,
          и образном единстве факторов в организации плоскости,  Е. Миронова вдохновляют работы молодых, транслируя,
          времени и пространства, со-масштабности пропорций,  наряду с лаконичным геометрическим формотворчеством,
          композиционном ритме.                              присущем Вхутемасу, яркие примеры постмодернистско-
          Российское  ювелирное искусство активно развивается    го  отражения  духа  современности,  ее  многогранности  и
          в направлении синтеза, что можно видеть в работах    непредсказуемости. Активное сочетание современных
          молодых дизайнеров-ювелиров, студентов и выпускни-  материалов: пластика, наноткани, наноситала с традицион-
          ков кафедры «Художественный металл» МГХПА имени    ными драгоценными металлами, камнями и технологиями;
          С.Г. Строганова, 2016-2021 годы, и базируется на мощных   работа с масштабом и кинетикой – отличительные черты
          195-летних ремесленных традициях Императорского Стро-  творчества современной ювелирной молодежи.

                                                                                                           11
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18