Page 13 - Magazine "JEWELRY GARDEN" AUTUMN 2021
P. 13
Новые тенденции
Александр Родченко - идеолог российской школы дизай-
на, свою инновационную концепцию формообразования,
основанную на минимальных средствах выразительности,
сформулировал в программе образовательного процесса
МЕТФАКа ВХУТЕМАСа еще в 20-ых годах XX века. Ее творческой
основой стало выявление первоэлементов художественного
языка, таких как линия, геометрическая форма, цвет, фактура,
движение и прочее. В его провозглашённом методе преподава-
ния геометризация, модульность и структурность построения
преобладали над другими композиционными принципами.
И эти идеи актуальны до сих пор.
ИСКУССТВО И СИНТЕЗ
Ювелирное искусство – это сплав творческого мышления, гановского Центрального художественно-промышленного
традиционных и инновационных технологий, и его роль училища и идеях конструктивно-пластического формообра-
в индустрии роскоши бесспорно представляет большой зования Баухауза и Вхутемаса, 100-летие со дня основания
интерес. Современное ювелирное искусство расширяет которых отмечается в эти годы.
границы традиций и может быть самостоятельным, сти-
леобразующим элементом или арт-объектом, приобретая ИСКУССТВО И ФОРМА
самостоятельные эстетическую, ценностную и коммуни- Известно, что авангардисты начала 20-го века искали вдох-
кативную функции. Интересно рассмотреть тенденции новение в духовных практиках Азии, изучали геометриче-
развития современного российского авторского ювелирно- ские трактаты древности, в том числе, античности. Ведь гео-
го искусства, как высшей ступени в творческой иерархии метрические символы — визуальные инструменты, которые
ювелирного продукта. помогают соотносить взаимодействие человека с гармонич-
Необходимо отметить, что основным современным худо- ными ритмами природы и космоса. Простые геометрические
жественным приемом современного ювелирного искус- формы, описывающие природные явления, всегда восприни-
ства является синтез: соединение несоединимого, создание мались в связи с теми сокровенными первообразами космо-
принципиально нового продукта, не сводимого к прямому са, которые они помогали выразить. И все структуры имеют
использованию качеств его составных частей. Синтез дела- в своей основе геометрическую основу. Особенно это за-
ет произведение многоплановым и многогранным. Здесь метно в архитектуре - египетских пирамидах, храмах Индии,
достигается синергетический эффект, усиливающий вза- пагодах Китая и Японии, палатках индейцев Северной
имодействия, когда сила совместного воздействия компо- Америки, церквях и соборах христианского мира.
нентов существенно выше, чем каждого в отдельности.
Смысл современного искусства — активизировать чув- Преподаватели кафедры «Художественный металл» МГХПА
ственное восприятие человека, оказывать на него много- имени С.Г. Строганова 2016-2021 годов, известные россий-
стороннее эмоциональное воздействие. Все это воплоща- ские ювелиры Феликс Кузнецов, основатель «пластическо-
ется в синтезе искусств, сущностном, композиционном го конструктивизма», В. Глынин, А. Тихонов, М. Круглова,
и образном единстве факторов в организации плоскости, Е. Миронова вдохновляют работы молодых, транслируя,
времени и пространства, со-масштабности пропорций, наряду с лаконичным геометрическим формотворчеством,
композиционном ритме. присущем Вхутемасу, яркие примеры постмодернистско-
Российское ювелирное искусство активно развивается го отражения духа современности, ее многогранности и
в направлении синтеза, что можно видеть в работах непредсказуемости. Активное сочетание современных
молодых дизайнеров-ювелиров, студентов и выпускни- материалов: пластика, наноткани, наноситала с традицион-
ков кафедры «Художественный металл» МГХПА имени ными драгоценными металлами, камнями и технологиями;
С.Г. Строганова, 2016-2021 годы, и базируется на мощных работа с масштабом и кинетикой – отличительные черты
195-летних ремесленных традициях Императорского Стро- творчества современной ювелирной молодежи.
11