Page 33 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN SUMMER 2019
P. 33
Ювелирные техники
Русская эмаль – одна из наиболее
интересных и самобытных областей
декоративно-прикладного искусства.
Принесенную на Русь византийскими
мастерами художественную эмаль долгое
время именовали «финифтью» или «светлый,
Пасхальное яйцо «ландыши» блестящий камень». только в конце XIX века
Фирма К.Фаберже, 1898 год.
Золото, алмазы, рубин, старый греческий термин был вытеснен
жемчуг, эмаль гильоше, французским словом «эмаль», что означает
стекло, слоновья кость;
литье, чеканка, гравировка, «плавить». Особо умело использовали эмаль
золочение, акварель. ювелирные фирмы конца XIX-начала ХХ века.
Для некоторых фирм она стала визитной
карточкой.
ВЕДУЩая РУБРИКИ:
полИна КУДРИна,
Эмалью называют прочное стекловидное покрытие, искусствовед
образующееся при обжиге, когда на поверхность ме-
таллического предмета наносится особый порошек, Кружка, фирма
пигментированный различными примесями окисей П. Овчинникова, 1893 год.
Эмаль.
металлов. После обжига он превращается в твердую
блестящую массу с устойчивыми яркими красками.
многочисленные эмалевые техники позволяют раз-
Ковш, Федор Рюкерт
нообразно украшать выполненный из драгоценных и Павел Овчинников,
или недрагоценных металлов предмет, создавая не- 1896-1898 года.
повторимость декоративного решения. Среди самых Эмаль.
распространенных:
миниатюра на эмали (финифть) – техника художествен-
ного эмалирования, которая исполняется с помощью
кисти. Для того, чтобы получился реалистичный и яркий
по цветовой гамме рисунок, эмальер наносит краску
несколько раз, после чего каждый раз обжигает в печи.
Эмаль по скани или по филиграни – техника подготов-
Живописная (расписная) эмаль – так же, как и мини- ки схожа с подготовкой к нанесению перегородчатой
атюра на эмали, живописная эмаль наносится в не- эмали. на металлическую поверхность напаивают
сколько раз. Эмальер поочередно прописывает сначала орнамент из перевитой металлической проволоки,
контур изображения, а затем рисунок полностью. которая образует ячейки. Каждую из ячеек заполняют
эмалью до самых краев и отправляют на обжиг.
Перегородчатая эмаль – для ее изготовления мастер После этого краска оседает и становится ниже сканного
берет тонкую металлическую пластину и наносит орнамента, что и служит отличительной особенностью
на нее гравировку будущего изображения. Затем данной техники.
по контуру напаивают металлические полоски, ко-
торые в конечном итоге и служат «перегородками». Выемчатая эмаль – на металлической пластине выре-
Эти «перегородки» заполняют эмалью разного цвета зается изображение, затем получившиеся углубления
до самого верхнего края, чтобы получился единый заполняют эмалью и производят обжиг. Один из самых
рисунок. После этого обжигают, и изделие готово. распространенных способов нанесения – по гиольоши-
рованному фону. Гравировка выполняется с помощью
специального станка и затем на полученный рисунок на-
носится прозрачная эмаль, подчеркивающая орнамент.
Зеркало и щетка для волос,
антип Кузьмичев, 1890 год.
Серебро, эмаль.
31