Page 33 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN SUMMER 2019
P. 33

Ювелирные техники











                               Русская  эмаль  –  одна  из  наиболее
                               интересных и самобытных областей
                               декоративно-прикладного искусства.
                               Принесенную на Русь византийскими
                               мастерами художественную эмаль долгое
                               время именовали «финифтью» или «светлый,
          Пасхальное яйцо «ландыши»   блестящий камень». только в конце XIX века
          Фирма К.Фаберже, 1898 год.
          Золото, алмазы, рубин,   старый греческий термин был вытеснен
          жемчуг, эмаль гильоше,   французским словом «эмаль», что означает
          стекло, слоновья кость;
          литье, чеканка, гравировка,   «плавить». Особо умело использовали эмаль
          золочение, акварель.  ювелирные фирмы конца XIX-начала ХХ века.
                               Для некоторых фирм она стала визитной
                               карточкой.


                                                                                       ВЕДУЩая РУБРИКИ:
                                                                                       полИна КУДРИна,
             Эмалью называют прочное стекловидное покрытие,                              искусствовед
             образующееся при обжиге, когда на поверхность ме-
             таллического предмета наносится особый порошек,                 Кружка, фирма
             пигментированный различными примесями окисей                    П. Овчинникова, 1893 год.
                                                                             Эмаль.
             металлов. После обжига он превращается в твердую
             блестящую массу с устойчивыми яркими красками.
             многочисленные эмалевые техники позволяют раз-
                                                                                                   Ковш, Федор Рюкерт
             нообразно украшать выполненный из драгоценных                                         и Павел Овчинников,
             или недрагоценных металлов предмет, создавая не-                                      1896-1898 года.
             повторимость декоративного решения. Среди самых                                       Эмаль.
             распространенных:


             миниатюра на эмали (финифть) – техника художествен-
             ного эмалирования, которая исполняется с помощью
             кисти. Для того, чтобы получился реалистичный и яркий
             по цветовой гамме рисунок, эмальер наносит краску
             несколько раз, после чего каждый раз обжигает в печи.
                                                              Эмаль по скани или по филиграни – техника подготов-
             Живописная (расписная) эмаль – так же, как и мини-  ки схожа с подготовкой к нанесению перегородчатой
             атюра на эмали, живописная эмаль наносится в не-  эмали. на металлическую поверхность напаивают
             сколько раз. Эмальер поочередно прописывает сначала   орнамент из перевитой металлической проволоки,
             контур изображения, а затем рисунок полностью.   которая образует ячейки. Каждую из ячеек заполняют
                                                              эмалью до самых краев и отправляют на обжиг.
             Перегородчатая эмаль – для ее изготовления мастер   После этого краска оседает и становится ниже сканного
             берет тонкую металлическую пластину и наносит    орнамента, что и служит отличительной особенностью
             на нее гравировку будущего изображения. Затем    данной техники.
             по контуру напаивают металлические полоски, ко-
             торые в конечном итоге и служат «перегородками».   Выемчатая эмаль – на металлической пластине выре-
             Эти «перегородки» заполняют эмалью разного цвета   зается изображение, затем получившиеся углубления
             до самого верхнего края, чтобы получился единый   заполняют эмалью и производят обжиг. Один из самых
             рисунок. После этого обжигают, и изделие готово.  распространенных способов нанесения – по гиольоши-
                                                              рованному фону. Гравировка выполняется с помощью
                                                              специального станка и затем на полученный рисунок на-
                                                              носится прозрачная эмаль, подчеркивающая орнамент.
                Зеркало и щетка для волос,
                антип Кузьмичев, 1890 год.
                Серебро, эмаль.

                                                                                                           31
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38