Page 19 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2024 SUMMER
P. 19

Рециклинг




                                                                          1. Головной убор, Чувашия.
                                                                          2. Монисто, Удмуртия















                1.                                                 2.



                                                              МОНЕТЫ
             В  ювелирном  искусстве  драгоценные  металлы    Во  многих  исторических  культурах  монеты  ис-
             могут перерабатываться бесконечное количество    пользовались как элементы ювелирных изделий:
             раз без изменения своих свойств. Тем более, что   в  головных  и  шейных  украшениях,  деталях  ко-
             высокая  стоимость  ювелирных  материалов  де- стюма. Причем, как местных, так и других стран
             лает  эти  украшения  одними  из  самых  медленно   и  государств.  Это  подтверждают  активные  тер-
             изменяемых, а сама ювелирная отрасль является    риториальные и ценностные миграции, а так же
             адептом «медленной моды». Но, благодаря имен-    процессы  культурного  перемещения,  представ-
             но  этому  фактору,  ювелирная  индустрия  играет  ляя  обширную  информацию  для  отдельного  ис-
             ключевую  роль  в  сохранении  культурной  памяти   следования.
             человечества,  базируясь  на  мировоззренческом   Ожерелья,  состоящие  целиком  или  частично
             комплексе    исторических,   национально-этни-   из  серебряных  монет,  или    «монисты»,  имеют
             ческих  и  культурных  особенностей,  а  также  яв-  древний    праиндоевропейский  корень  «moni»  –
             ляется  фактором,  удерживающим  единство  от- «шея»  и  латинский  «monile»  –  «ожерелье,  кон-
             ечественной культуры. В то же время ювелирные  ская грива», а также древнеиндийский «mаnуā» –
             материалы,  являясь  частью  материального  мира,  «затылок».  В  цыганском  –  «мэн»  –  «шея»,  в  ир-
             указывают на идеальный духовный мир. Недаром     ландском  –  «muintorc»  –  «ожерелье»,  в  галль-
             во  многих традиционных  культурах  «золотым  ве-  ском – «повязка на шею», в греческом тоже близ-
             ком» называют период блаженного времени все-     кое  по  звучанию  слово  означает  «ожерелье».
             общего благоденствия и божественной благодати.   И во всех культурах по всей Восточной Европе это
                                                              одно из любимых женских украшений средневе-
             ЗОЛОТО И СЕРЕБРО                                 ковья. Оно является одним из самых массовых ви-
             Золото  и  серебро,  расплавляясь  и  соединяясь   дов  украшений,  находимых  в  погребениях  Древ-
             с огнем, становятся средством трансформации и    ней  Руси.  Ибн-Фадлан,  секретарь  багдадского
             способности  «делать  иное»  по  сравнению  с тем,  посольства,  прибывший  в  922  году  в  Волжскую
             что существует в природе. Они наделяют работу    Булгарию,  отмечал,  что  «количество  ожерелий
             ювелиров  сакральными  значениями  и  смысла-    из дирхемов на шее жен русов являлось мерилом
             ми. На Тибете и у малых народов Китая в регио-   богатства их мужей. Каждый ряд ожерелья демон-
             нах  Золотого  треугольника  и  Индокитая  распро- стрировал обладание 10000 дирхемами, а звеня-
             странено  явление  переплавки  украшений,  когда    щий звук, исходящий от подвесок с монетами, от-
             для изготовления нового используется старое. Это   гонял злые силы». Литые монетовидные подвески,
             обусловлено  кочевым  образом  жизни  этносов,  как  нумизматический  артефакт  археологических
             где украшения часто повреждались или терялись    раскопок  средневековых  домонгольских  памят-
             их  детали  из-за  перемещений.  Именно  поэтому    ников,  впервые  стал  выделять  Г.  А.  Федоров-Да-
             у там редко можно найти изделия старше 70–80     выдов.  Между  чеканкой  монеты  и  превращени-
             лет. При этом новые украшения являются точной    ем ее в монисто мог пройти не один век. Монета
             копией  старых  –  как  стилистически, так  и техно-  к этому моменту выходила из оборота, и это был
             логически.                                       своеобразный способ музеефикации. В то же вре-
                                                              мя активно применялась и имитация монет.




                                                                                                           17
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24