Page 26 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2023 SPRING
P. 26

Ритон, украшенный протомой
                                                                           пустынной рыси с дичью.
                    Статуя  царицы Напирасу.                               Иран.Конец II-I века до н.э
                    Сузы. XIII век до н.э.


















                                                                 Ритон в форме крылатого
                                                                 льва V в. до н.э.
         Кубок с фризом газелей ,
         I век до н.э.






             Сасанидские блюда. В российском Эрмитаже хра-    Луританская бронза. Сложные работы из бронзы
             нится довольно внушительная коллекция блюд, со-  с зооморфными и антропоморфными фигурами, из-
             бранная учеными в экспедициях. Сасанидская кол-  готовленными примерно в III-I веках до нашей эры,
             лекция - это самые известные памятники восточного   были обнаружены в провинции Луристана на западе
             собрания Государственного Эрмитажа. Они являют-  Ирана. Они включают большое количество украшений,
             ся великолепным артефактом мастерства древних    инструментов, оружия, конского снаряжения, сосудов.
             персов и создавались в эпоху средней античности    Сами изделия находили довольно в большом количе-
             на территории современного Ирана. Сами блюда     стве и можно предположить, что все стороны жизни
             скорее можно назвать плоскими чашами для вина.   древнего народа сопровождались этими искусными
             Их красота и совершенство определило их достойную   объектами. Особенно поражают своей формой и со-
             славу за пределами Сасанидского государства. Чудес-  вершенством боевые топоры различных форм, которые
             ные работы находят даже на Урале. Местные малые   больше напоминают элегантные предметы интерьера.
             народы использовали их в качестве ритуальной посуды   Несмотря на своё изящество, вред они могли нанести
             или для подношения богам .                       вполне существенный. И это по-настоящему боевое
             Основными  сюжетами  Сасанидского  искусства     оружие. Вероятно, они датируются периодом между
             были изображения зороастрийских божеств, а так   1 000 и 650 годами до нашей эры. Первые такие офи-
             же сцен царской охоты на тигров, леопардов, ве-  циальные находки были описаны в тридцатых годах
             прей, как символов божественности царской власти.  XX века. Они были выполнены столь искусно, что по-
             Серебряные блюда в Сасанидском государстве яв-   началу их считали современными подделками. Сейчас
             лялись чем-то вроде орденов. Ими одаривали во-   луританские бронзовые артефакты находятся в экс-
             инов, отмечали заслуги чиновников. Но также они   позициях крупнейших музеев мира. Они способны
             были и царской утварью для пиршеств. Пир, сраже-  удивлять самых искушённых знатоков археологии.
             ние и охота были главной темой жизни знати Ирана.  В ходе археологических раскопок XIX-XX веков в Сузах,
             Двор сасанидских царей славился своей пышностью и    Тепе-Мальяне, Чога-Занбиле, Хафт-Тепе, Тепе-Яхья,
             до мелочей разработанным церемониалом. Византия   на памятниках культуры было обнаружено множество
             заимствовала многие обычаи Сасанидского двора и   материальных свидетельств высокоразвитой эламской
             придворного этикета.                             цивилизации. Особенно поражают воображение дра-
             Благодаря археологическим раскопкам и всевозмож-  гоценные изделия из серебра и золота в виде кубков
             ным находкам местных жителей, мы знаем о неверо-  и украшений. Удивляет их невероятная пластика и
             ятном мастерстве обработки серебра, золота, бронзы   мастерство литья древних ювелиров. Эламиты были
             иранскими ювелирами. Ювелиры эпохи Сасанидов     мастерами и в крупных скульптурных формах, искусно
             часто сочетали серебро с позолотой. При этом ис-  вырезая из камня и сохраняя красоту и пропорциональ-
             пользовались самые разнообразные техники. Наи-   ность человеческого тела. Умело работали и с бронзой.
             более распространенная среди них - чеканка. Также   Наивысшим достижением бронзолитейного искусства
             использовалась отливка определенных элементов    является отливка в натуральную величину статуи супру-
             по восковым моделям, которые затем припаивались   ги эламского царя Унташнапириши царицы Напирасу.
             к основному изделию.

            24
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31