Page 26 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2023 SPRING
P. 26
Ритон, украшенный протомой
пустынной рыси с дичью.
Статуя царицы Напирасу. Иран.Конец II-I века до н.э
Сузы. XIII век до н.э.
Ритон в форме крылатого
льва V в. до н.э.
Кубок с фризом газелей ,
I век до н.э.
Сасанидские блюда. В российском Эрмитаже хра- Луританская бронза. Сложные работы из бронзы
нится довольно внушительная коллекция блюд, со- с зооморфными и антропоморфными фигурами, из-
бранная учеными в экспедициях. Сасанидская кол- готовленными примерно в III-I веках до нашей эры,
лекция - это самые известные памятники восточного были обнаружены в провинции Луристана на западе
собрания Государственного Эрмитажа. Они являют- Ирана. Они включают большое количество украшений,
ся великолепным артефактом мастерства древних инструментов, оружия, конского снаряжения, сосудов.
персов и создавались в эпоху средней античности Сами изделия находили довольно в большом количе-
на территории современного Ирана. Сами блюда стве и можно предположить, что все стороны жизни
скорее можно назвать плоскими чашами для вина. древнего народа сопровождались этими искусными
Их красота и совершенство определило их достойную объектами. Особенно поражают своей формой и со-
славу за пределами Сасанидского государства. Чудес- вершенством боевые топоры различных форм, которые
ные работы находят даже на Урале. Местные малые больше напоминают элегантные предметы интерьера.
народы использовали их в качестве ритуальной посуды Несмотря на своё изящество, вред они могли нанести
или для подношения богам . вполне существенный. И это по-настоящему боевое
Основными сюжетами Сасанидского искусства оружие. Вероятно, они датируются периодом между
были изображения зороастрийских божеств, а так 1 000 и 650 годами до нашей эры. Первые такие офи-
же сцен царской охоты на тигров, леопардов, ве- циальные находки были описаны в тридцатых годах
прей, как символов божественности царской власти. XX века. Они были выполнены столь искусно, что по-
Серебряные блюда в Сасанидском государстве яв- началу их считали современными подделками. Сейчас
лялись чем-то вроде орденов. Ими одаривали во- луританские бронзовые артефакты находятся в экс-
инов, отмечали заслуги чиновников. Но также они позициях крупнейших музеев мира. Они способны
были и царской утварью для пиршеств. Пир, сраже- удивлять самых искушённых знатоков археологии.
ние и охота были главной темой жизни знати Ирана. В ходе археологических раскопок XIX-XX веков в Сузах,
Двор сасанидских царей славился своей пышностью и Тепе-Мальяне, Чога-Занбиле, Хафт-Тепе, Тепе-Яхья,
до мелочей разработанным церемониалом. Византия на памятниках культуры было обнаружено множество
заимствовала многие обычаи Сасанидского двора и материальных свидетельств высокоразвитой эламской
придворного этикета. цивилизации. Особенно поражают воображение дра-
Благодаря археологическим раскопкам и всевозмож- гоценные изделия из серебра и золота в виде кубков
ным находкам местных жителей, мы знаем о неверо- и украшений. Удивляет их невероятная пластика и
ятном мастерстве обработки серебра, золота, бронзы мастерство литья древних ювелиров. Эламиты были
иранскими ювелирами. Ювелиры эпохи Сасанидов мастерами и в крупных скульптурных формах, искусно
часто сочетали серебро с позолотой. При этом ис- вырезая из камня и сохраняя красоту и пропорциональ-
пользовались самые разнообразные техники. Наи- ность человеческого тела. Умело работали и с бронзой.
более распространенная среди них - чеканка. Также Наивысшим достижением бронзолитейного искусства
использовалась отливка определенных элементов является отливка в натуральную величину статуи супру-
по восковым моделям, которые затем припаивались ги эламского царя Унташнапириши царицы Напирасу.
к основному изделию.
24