Page 33 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2022 WINTER
P. 33
Декор и архитектура
прогуливаясь по старыМ городаМ
Мира, Можно видеть архитектурные
сооружения, на которых красуются
Маски в виде человеческих лиц,
Морд зверей или Мифических существ.
они привносят в архитектуру
Магические образы, когда здания
становятся необыкновенно
загадочныМи. так и хочется узнать,
откуда эти герои?
Ведущая рубрики:
ИННА МАКАРОН
востоковед
Традиция украшать предметы таким декором пришла Это тайный язык, позволяющий в полной мере насладиться
из древних времена. Он получил название «маскарон». спектаклем. Его, подобно древнегреческому театру, пред-
В переводе с французского и итальянского означает ставляют нам маскароны на фасадах зданий. Так, например,
«большая маска». Это архитектурная декорация, лепной маскарон Зевса символизирует пучок молний, так называе-
элемент, изображение человеческого лица, звериной мый «перун», Гермеса — крылатый жезл кадуцей, Нептуна —
морды или мифического существа. Маскароны украшают трезубец, Геркулеса — львиная шкура, Минервы — сова,
здания и сооружения, фонтаны, вазы и сосуды, и, конечно Геры — павлин, Артемиды — луна или полумесяц, Венеры —
же, ювелирные украшения. голубь, Горгоны — змеи вместо волос. Правосудие — весы
и меч, любовь — стрелы.
ФУНКЦИЯ МАСКАРОН
Корень слова «маска» - позднелатинское «mascus, maska» – ИСТОРИЯ МАСКАРОН
дух, призрак. Он говорит нам о том, что функция ма- Считается, что в России маскароны появились при Петре I.
скаронов изначально сакральная. Они - обереги, И все же первые лепные элементы были исполнены
апотропеи, «отвратители» зла. Когда-то их носили на фасаде Дмитриевского Собора во Владимире. А Петр
на теле в качестве амулетов, создавали архитектур- привез в Россию элементы западноевропейской архитек-
ные рельефы, маски, скульптуры или живописные изо- туры, включая маскароны, которые стали украшать собой
бражения, рисовали на домашней утвари и на оружии. не только культовые здания, но и дома горожан. Великие
В Греции маскароны украшали собой место крепления архитекторы Д. Трезини и Б. Растрелли с размахом украша-
арки, так называемый, «замковый камень», а также по- ли новый город Санкт- Петербург. Москва же вторила вслед
мещались на углах зданий. Во времена Римской империи на правах патриархальной столицы. Первые маскароны
маскароны украшали триумфальные арки и дома горо- появились в Москве вместе с пышным, нарядным стилем
жан. В Средневековье маскароны размещали на фасадах «барокко». Он отражен в архитектуре нескольких храмов и
католических храмов, где они служили иллюстрацией представлен в виде головок ангелов, украшающих церковь
грехов и добродетелей. Никиты Мученика архитектора Д.В. Ухтомского, церковь
Маскарон как декоративный элемент усиливает эмо- «Климента» архитекто-
циональное восприятие всего архитектурного произ- ра А.П. Евлашева. Скуль-
ведения, придает ему уникальность и неповторимость. птурный декор в стиле
Ведь лицо человека - один из самых значимых объектов «барокко» украшал хра-
для эстетического восприятия. Новорожденный внима- мы, построенные архи-
тельно всматривается в лица окружающих - это первый тектором И.П. Зарудным:
объект, который он пытается сознательно рассмотреть. церковь Архангела Гаври-
Сам маскарон - это прозаическая схема, готовая идея, ила, больше известную
одетая в оболочку реального образа. Победы и по- как “Меншикова башня”
ражения, гордость, любовь, игра - все это олицетво- в Архангельском пере-
ряют собой навеки застывшие маски и фигуры. Ма- улке и церковь Иоанна MAGERIT
скарон часто бывает окружен лепными элемента- Воина на Большой Яки-
ми, которые наделяют его определенным смыслом. манке . 31