Нэцкэ, небольшой портрет Марии Медичи, фигурки животных и другие янтарные миниатюры представит Музей янтаря с 8 декабря на новой выставке из своих фондов.
Янтарь с давних времен используется для изготовления предметов мелкой пластики благодаря своим исключительным пластическим свойствам, а также необычным природным формам и фактуре. Не утратила своего декоративного значения миниатюрная резная пластика в искусстве обработки янтаря XX и XXI веков.
В собрании Калининградского областного музея янтаря хранится немало предметов, отличающихся небольшими размерами. На составленной из миниатюрных изделий выставке представлены работы 1960–2020-х гг.
Самые ранние – это работы Эрнеста Лиса и Анны Ярошенко, художников, стоявших у истоков калининградской школы обработки янтаря. Образы их миниатюрных скульптурных композиций навеяны природными формами янтаря, выразительность которых лишь подчеркнута резцом или деталями из металла (миниатюра «Детство», скульптуры «Из тьмы веков», «Бизон»). А при создании таких композиций, как «Охотница» и «Золотая рыбка», использованы текстурные и цветовые характеристики материала.
В 1980-е годы большое влияние на развитие искусства резьбы по янтарю оказало творчество ленинградских камнерезов, создававших для Музея янтаря копии и реконструкции произведений XVII–XVIII веков. Многие из них пробовали свои силы в миниатюрной пластике. На выставке можно увидеть нэцкэ, выполненные в традициях японской миниатюрной скульптуры, и небольшой портрет Марии Медичи – это одни из первых самостоятельных резных работ ведущих петербургских камнерезов Александра Крылова и Александра Колчина. Заслуживают внимания произведения калининградской художницы Ирины Гнатенко, работавшей в 1980-е годы на Янтарном комбинате. Выполненные ею лоточки «Барокко» и «Цветок», резные украшения привлекают природной красотой материала, умело выявленной и подчеркнутой автором в каждом изделии.
В 1990-е годы начали свой творческий путь многие из работающих в настоящее время калининградских художников. На выставке представлены произведения Николая Казарина, работавшего в области анималистической пластики, и Андрея Кавецкого – мастера миниатюры, создавшего в этом жанре целые многопредметные композиции. Мелкая резная пластика всегда привлекала Александра Королева, для творчества которого характерно обращение к камнерезным традициям эпохи барокко и мастеров фирмы Карла Фаберже. Его солонки, икорницы, миниатюрные цветочные композиции, коробочки, шкатулки представляют уникальный пример использования пластических свойств янтаря для создания изделий, традиционно выполняемых из твердых разновидностей камня.
Представленные на выставке произведения из янтаря, несмотря на свой небольшой размер, дают возможность охватить довольно обширный период в истории обработки самоцвета в нашей стране, раскрывают неповторимую красоту материала и свидетельствуют о мастерстве российских янтарщиков.