Page 38 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN WINTER 2018
P. 38
Из музейной экспозиции
богатейшей буржуазии, таких, как Эммануил Но- для нанесения почти неразличимых глазом штришков
бель и макс Нейшеллер. В 1904-1908 годах художник и точек. любителей миниатюрных портретов было
служил учителем рисования в Императорском алек- много – Василий Иванович постоянно имел заказы
сандровском лицее, имел чин титулярного советника, и хорошо зарабатывал. Наиболее выгодным заказчи-
что соответствует IX классу в табели о рангах и званию ком, пожалуй, была Царская семья, для которой он
штабс-капитана. Это давало личное дворянство. делал миниатюры неправдоподобно малого размера.
В конце 1904 года художника призывают в действу- таким был, например, погрудный портрет Николая II
ющую армию. Он был прапорщиком, служил в воен- в военной форме и при всех орденах величиною с но-
ном госпитале в Омске, но по личному приказу Им- готь безымянного пальца. Этот портрет был вправлен
ператрицы александры Федоровны в марте 1905 года затем в фарфоровое пасхальное яйцо, предназначав-
его возвращают в Петербург для исполнения шееся для подарка Императрице к Пасхе. Василий Зуев
новых миниатюр. экспериментирует с эмалевыми миниатюрами. Эти
художник живет в доме своего покровителя, теперь уже миниатюры с изображением английских и петербург-
сенатора а.д. свербеева, на Фурштадской улице, 20. ских дворцов используются в шкатулках и коробках
По воспоминаниям племянника свербеева князя фирмы Фаберже. Еще молодого голицына поразили
голицына: «Из подопечных сенатора его особым распо- миниатюры-портреты размером с ноготь. такие мини-
ложением пользовался некий Василий Иванович Зуев, атюры вставляли в «кабинетские» перстни с портретом
человек уже не первой молодости, живший постоянно Императора.
в квартире своего патрона в большой, но темной ком- В мае 1917 года умирает а.д. свербеев, Зуев покидает
нате окнами во двор. Василий Иванович был тихим квартиру с мастерской на Фурштадской, у него соб-
и скромным человеком. Носил он почему-то всегда ственная квартира в новом доме на Знаменской ули-
один и тот же китель офицерского образца. В дневные це, 53, но жить в ней ему не довелось. Он едет улажи-
часы он был прикован к столу-конторке, стоявшему вать личные дела на родину, в предместье симбирска
в углу гостиной, возле окна. склонившись над столом Чердаклы, но застревает там на долгие 24 года, вплоть
с большой лупой в левой руке, он писал акварелью пор- до самой смерти в июле 1941 года, через месяц по-
треты-миниатюры на пластинках из слоновой кости. сле начала Великой Отечественной войны. Об этом
для своего ювелирного мастерства он пользовался периоде жизни художника мало известно. В художе-
тончайшими кистями, принимавшими лишь то ми- ственном музее ульяновска хранится миниатюра, ак-
нимальное количество краски, которое требовалось варель по слоновой кости, портрет молодой девушки
36