Page 38 - MAGAZINE JEWELRY GARDEN WINTER 2018
P. 38

Из музейной экспозиции




            богатейшей  буржуазии, таких, как  Эммануил  Но-  для нанесения почти неразличимых глазом штришков
            бель и макс Нейшеллер. В 1904-1908 годах художник   и точек.  любителей миниатюрных портретов было
            служил учителем рисования в Императорском  алек-  много – Василий Иванович постоянно имел заказы
            сандровском лицее, имел чин титулярного советника,   и  хорошо зарабатывал. Наиболее выгодным заказчи-
            что соответствует IX классу в табели о рангах и званию   ком, пожалуй, была Царская  семья, для которой он
            штабс-капитана. Это давало личное дворянство.     делал миниатюры неправдоподобно малого размера.
            В конце 1904 года художника призывают в действу-  таким был, например, погрудный портрет Николая II
            ющую армию. Он был прапорщиком, служил в воен-    в военной форме и при всех орденах величиною с но-
            ном госпитале в Омске, но по личному приказу Им-  готь безымянного пальца. Этот портрет был вправлен
            ператрицы александры Федоровны в марте 1905 года   затем в фарфоровое пасхальное яйцо, предназначав-
            его возвращают в Петербург для исполнения         шееся для подарка Императрице к Пасхе. Василий Зуев
            новых миниатюр.                                   экспериментирует с  эмалевыми  миниатюрами.  Эти
            художник живет в доме своего покровителя, теперь уже    миниатюры с изображением  английских и  петербург-
            сенатора  а.д.  свербеева, на Фурштадской улице, 20.   ских дворцов используются в  шкатулках и коробках
            По  воспоминаниям племянника  свербеева князя     фирмы Фаберже. Еще молодого  голицына поразили
            голицына: «Из подопечных сенатора его особым распо-  миниатюры-портреты размером с ноготь. такие мини-
            ложением пользовался некий Василий Иванович Зуев,   атюры вставляли в «кабинетские» перстни с портретом
            человек уже не первой молодости, живший постоянно   Императора.
            в квартире своего патрона в большой, но темной ком-  В мае 1917 года умирает а.д. свербеев, Зуев покидает
            нате окнами во двор. Василий Иванович был тихим   квартиру с мастерской на Фурштадской, у него соб-
            и скромным человеком. Носил он почему-то всегда   ственная квартира в новом доме на Знаменской ули-
            один и тот же китель офицерского образца. В дневные   це, 53, но жить в ней ему не довелось. Он едет улажи-
            часы он был прикован к столу-конторке, стоявшему    вать личные дела на родину, в предместье симбирска
            в углу гостиной, возле окна. склонившись над столом    Чердаклы, но застревает там на долгие 24 года, вплоть
            с большой лупой в левой руке, он писал акварелью пор-  до самой смерти в июле 1941 года, через месяц по-
            треты-миниатюры на пластинках из слоновой кости.    сле начала Великой Отечественной войны. Об этом
            для своего  ювелирного мастерства он пользовался   периоде жизни художника мало известно. В художе-
            тончайшими кистями, принимавшими лишь то ми-      ственном музее ульяновска хранится миниатюра, ак-
            нимальное количество краски, которое требовалось   варель по слоновой кости, портрет молодой девушки








            36
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43