Page 35 - Magazine "JEWELRY GARDEN" SPRING-2020
P. 35
Россия ювелирная
тражную или оконную эмаль. До последней декады
XIX века этот технический прием в России широко
не применялся, зато за рубежом его использовал из-
вестный французский мастер Рене Лалик. В конце
1880-начале 1890 годов на предприятии Овчинникова
было создано множество ювелирных изделий с эма-
лями, главным образом, в смешанной технике: чаще
всего использовались эмаль по скани, а для отдельных
элементов - витражная эмаль. Нередко с использова-
нием традиционных технических приемов создавали
сувенирные ювелирные изделия в подражание старине.
Фирма Овчинникова являлась новатором в использо-
вании различных приемов при создании ювелирных
предметов. Это способствовало выделению Дома Ов-
чинникова среди его конкурентов, таких, как Дома
Хлебникова, Курлюкова и других. При производстве
ювелирных изделий Павел Овчинников делал акцент
на высокое качество и прочность изделий, работал
Оклад, 1889 год над расширением и усовершенствованием производ-
серебро ства.
эмаль
ЮВЕЛИРНАЯ ШКОЛА
и крупные буржуа, так и венценосные особы – члены В 1875 году открылась одна из самых крупных в то время
российской царской семьи и представители королев- профессиональных ювелирных школ. Это учебное заве-
ских дворов Европы. С воцарением Александра III, Ов- дение, которое современники считали образцовым, под-
чинников получил статус Поставщика Двора Его Им- готовило немало блестящих профессионалов не только
ператорского Величества. Фирма с успехом проиводи- для фабрики Овчинникова, но и для других российских
ла и продавала дипломатические сувениры, изделия предприятий. Павел Акимович имел свои взгляды на
для коронации и других торжеств, подарки для членов се- то, как необходимо воспитывать подрастающее поко-
мьи и другое. Магазины Овчинникова просто обожали за- ление, нередко шедшие вразрез с теми, что были у его
езжие богатые иностранцы. Побывав в Москве или Санкт- современников. Так, наряду с ювелирным мастерством
Петербурге, они считали необходимым приобрести там по нескольким специализациям, ребята изучали еще
изделие фирмы. Пользовались изделия успехом и у россий- и общеобразовательные предметы. 130 воспитанников
ской публики. Часто мастерам Овчинникова заказывали школы учились и жили в специальном построенном для
ювелирные вещи для так называемых общественных под- этого здании. Ученики трудились на фабрике, но при
ношений. И все же, несмотря на большой спрос на пред- этом выполняли лишь работу, способствующую росту их
меты светского назначения, работа для храмов оставалась профессионального мастерства. Использовать ребят для
приоритетом фабрики на протяжении всех шестидесяти черной работы или для побегушек по магазинам для нужд
с лишним лет ее существования. Так, мастера фабрики рабочих строжайше запрещалось. Фабрика гордилась успе-
Овчинникова выполнили фрагменты убранства для двух хами своих учеников: созданные ими изделия красовались
самых знаменитых российских храмов, построенных в ту в специальных витринах магазинов фирмы Овчинни-
эпоху: собора Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) кова и часто выставлялись на российских и междуна-
в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. родных смотрах, неизменно получая высокую оценку.
ТЕХНОЛОГИИ ФИРМЫ Павлу Акимовичу не довелось прожить долгую жизнь,
Павел Овчининков придавал совершенствованию но купец первой гильдии, потомственный почетный
технологической базы и расширению способов худо- гражданин Москвы, мануфактур-советник, кавалер
жественной выразительности гораздо большее значе- множества российских и иностранных наград, разум-
ние, чем владельцы других московских предприятий ный и благодарный хозяин, он оставил о себе хорошую
и мастерских. Активная экспериментальная работа память на долгие-долгие годы.
позволила восстановить утраченную за многие столе-
тия технику перегородчатой эмали. Образцы изделий
с использованием этой техники демонстрировались
на международных выставках. Мастера фирмы осво-
или и другой уникальный технический прием – ви- Корзинка для хлеба
1873 год
серебро