Page 49 - Magazine "JEWELRY GARDEN" 2024 SUMMER
P. 49
Драгоценный детектив
Звездные издания
дектективных романов
Сериал о Щерлоке Холмсе " Последнее дело"
аналогичный прием использует Кристи в рассказе ный» Дойла, «Дело о позолоченной мухе» Эдмунда
«Дама в вуали», но только для другого рода ценностей. Криспина, «Загадка серебряного перса» Стюарта
И леди Агата не прошла мимо древних арт-объектов, Палмера и другие. Много блестящего металла и
с которыми сталкиваемся в ее рассказе «Яблоки Ге- в заголовках произведений Кристи – «Золото Мэнк-
сперид» и романе «Убийство в Месопотамии». са», «Золотой мяч», «Золотые слитки». В «Смерти и
Золотом человеке» Джон Диксон Карр напоминает
В «Яблоках Гесперид» романистка демонстри- нам о древней традиции американских индейцев,
рует свои возможности как художник-дизайнер, совершавших «Ритуал Золотого человека» и покрывав-
с чувством описывая оригинальные детали никогда ших тела избранных золотым порошком. Эта техника
не существовавшего кубка Сан-Вератрино. Это наи- заинтересует Яна Флеминга, который использует ее
более впечатляющая зарисовка ювелирного изделия, в романе «Голдфингер».
встречающаяся в литературных творениях леди Агаты: Ослепляющая сила драгоценных камней не меркнет
«Рисунок изображает дерево, вокруг которого обвился со временем, пережив тысячелетия человеческой эво-
змей из драгоценных камней, а яблоки на дереве сде- люции. Их заманчивый блеск не потускнел и в совре-
ланы из поразительной красоты изумрудов». Кристи менную эпоху, засияв с новой силой со страниц детек-
обращает внимание на опасность, которую таит в себе тивной литературы. Экзотическая роскошь самоцве-
непомерная жажда богатства: в дизайне чаши, как тов связывалась в западной традиции с таинственным
видим, отразилось предание о грехопадении первых Востоком и ассоциировалась с волшебством старин-
людей, Адама и Евы, по наущению змея вкусивших ной сказки. Физические свойства камней вдохновляли
плод с Древа познания. Этот акт привел человека искусников пера, создававших под их влиянием лихо
к смертности. Смертью, как демонстрирует Пуаро, закрученную интригу. Зачастую подлинность дра-
грозит своему обладателю и драгоценный кубок: «Он гоценности мог узнать лишь посвященный, специ-
поднял кубок, сильно надавив на открытые челюсти алист геммолог, что давало фантазерам широчайший
змея… Кусочек золотой гравированной поверхности простор для буйства воображения. Власть камней
чаши скользнул в сторону, обнажив отверстие в полой огромна, из-за них совершаются роковые поступки,
ножке…». «Через это маленькое отверстие в напиток но они же могут одарить и несказанным счастьем.
поступал яд…», – пояснил сыщик. И все же есть нечто, вполне способное составить
Чаша Вератрино, как следует из её описания, была им полноценную конкуренцию. «Добродетельная
изготовлена с использованием драгоценных металлов. женщина стоит дороже рубинов», – утверждается
Золото в образцах криминального жанра встречается в рассказе Кристи «Плодотворное воскресенье».
довольно часто. Распространены и анималистиче- И, пожалуй, это замечание трудно оспорить.
ские мотивы: «Золотой жук» Эдгара По, «Серебря-
47