В этом году URWERK отмечает свое 25-летие. URWERK – это прежде всего человеческое приключение Феликса Баумгартнера и Мартина Фрая. Феликс и Мартин рассказывают о своих первых шагах в мире часового искусства и дают старт началу празднования юбилейного года.
Эрика Ивонн Фрай (мать Мартина Фрая и его первая учительница рисования)
Мартину всегда нравилось смотреть на мир через отражение. Например, за завтраком он разглядывал все вокруг в полированной поверхности итальянской кофеварки, или дома бродил из комнаты в комнату с зеркальцем под подбородком, перешагивая через препятствия, которые существовали в отражении потолка, а не на полу под ногами.
Я любила наблюдать, как его истории облекаются в цвета и формы, когда он давал волю воображению, рисуя пальцами на столе, покрытом оберточной бумагой. И когда каждый сантиметр бумаги был изрисован, он продолжал разворачивать рулон дальше, чтобы освободить еще место. А однажды мы обнаружили маленького Мартина на кухне, радостно играющего с горой какао-порошка, как будто это был песок в песочнице. Даже в раннем детстве у него были свои собственные, очень определенные представления о том, как все должно быть устроено!
В детском саду формы и цвета уступили место увлечению дайверами. Настолько, что однажды удивленный учитель спросил: «Неужели он не может нарисовать что-нибудь еще?» У водолазов были желтые полосы на костюмах и кислородные баллоны с пузырьками воздуха, которые постепенно увеличивались по мере подъема на поверхность, совсем как в фильмах о Бонде. Затем появились дома на деревьях, космические корабли, футуристические самолеты, гоночные автомобили и герои боевиков – все это было заново изобретено в бесконечных рисунках.
Мартин вырос и сдал вступительный экзамен на предварительный курс в художественную школу в Цюрихе – идеальный трамплин в будущее, в котором его безграничное воображение и талант к рисованию могли по-настоящему расцвести. Начало карьере было положено, и, став графическим дизайнером, Мартин продолжил обучение свободному искусству в художественной школе Люцерна. Сегодня изобретательная натура Мартина продолжает проявляться с тем же размахом, что и прежде.
Мартин Фрай // URWERK
В начале 1990-х я был студентом Люцернского университета прикладных наук и искусства. На новогодней вечеринке в Тичино, швейцарско-итальянской части Швейцарии, мой одноклассник и сосед по комнате Кристоф Дрегер появился со своим двоюродным братом Томасом Баумгартнером. Мы поужинали и выпили вина. Вечер прошел под великолепную музыку: у нас играли несколько чрезвычайно редких пластинок, панк шестидесятых и стопка крутых бутлеговых синглов. Мы бешено танцевали допоздна в ту ледяную зимнюю ночь.
Томас переехал к нам с Кристофом в Люцерн, и мы часто тусовались вместе. Время от времени к нам присоединялся его младший брат Феликс. Мы были молоды, полны идей, обладали огромной энергией и сильной волей. Мы часами напролет обсуждали искусство, часовое дело, музыку и научную фантастику. Во время одного из таких бурных обменов мнениями у меня мелькнула мысль: «Давайте вместе сделаем часы с классной концепцией».
Прошли годы. Феликс заканчивал курсы часового дела в Золотурне, а Томас переехал в Сент-Круа. У них появились новые идеи, и они предложили нам создать свой собственный бренд. Их вдохновила группа новых сумасшедших друзей: Вианни Альтер, Франсуа Жюно и другие молодые часовщики, с которыми они общались. Во время безумных сеансов распития абсента и размышлений о нашем будущем братья Баумгартнер поделились со мной новой концепцией: часы без стрелок, где индикатор часов также показывает минуты. Меня сразу же пленила эта концепция, и я начал рисовать несколько предварительных эскизов. Вскоре должны были появиться на свет наши первые часы URWERK, UR-101.
Свенд Андерсен (независимый часовщик, сооснователь AHCI в 1985 году)
Феликс пришел ко мне в сентябре 1995 года прямо из часовой школы в Золотурне, потому что он не хотел работать в компании, занимающейся крупносерийным производством. Он слышал о нас от учителя часового дела, который знал меня по Хронометрофилии. Мы сразу же поладили, и через несколько дней он переехал в Женеву.
Феликс работал на нас частично как наемный работник, а частично как фрилансер. Он занимался нашими модулями мирового времени, моделями вечного и светского календаря 2000 года, а также реставрировал сложные часы для престижных брендов.
В 1996 году итальянский коллекционер обратился с просьбой: «Можете ли вы сделать эротические автоматоны в наручных часах?» Они существовали в карманных часах уже 300 лет, но задача состояла в том, чтобы создать автоматон внутри небольшого механизма наручных часов диаметром 30 мм. Феликс поработал над этим и сделал спусковой механизм типа репетира, позволяющий «персонажам» двигаться естественным образом с нужной скоростью.
Параллельно с этим важным проектом Феликс начал работу над «сателлитным» циферблатом URWERK. Он опробовал несколько техник с «прыгающей» пружиной, но они требовали слишком большого усилия. Однажды мы восстановили сложные карманные часы с «Мальтийским крестом» в механизме. Это был поворотный момент. Феликс сделал бесчисленное количество крестиков на токарном станке 102, чтобы его циферблат работал должным образом, и в итоге нашел правильную комбинацию. Этот исторический механизм стал сердцем авангардных часов.
В 1998 году Феликс покинул нашу мастерскую и переехал в самое первое ателье URWERK на улице Корнавин (Женева). А остальное, как говорится, уже история.
Феликс Баумгартнер // URWERK
Мы основали наш бренд URWERK 25 лет назад. У нас не было ни средств, ни структуры, но нами двигали две почти навязчивые идеи: наша сателлитная индикация времени и убежденность в том, что пришло время бросить вызов Высокому часовому искусству новой кровью, новыми идеями и современными технологиями. Нас считали молодыми глупцами, но мы были полны амбиций. Мы представляли себе, как свергнем Rolex, увидим свои имена в первых рядах и как URWERK будет сиять в бастионе часового дела – Женеве. Мы были молоды и наивны, и это, несомненно, было одним из наших величайших достоинств, лучшим настроем, с которым можно было пуститься в подобную авантюру.
Мы начали наше путешествие в апреле 1997 года на стенде AHCI в Baselworld. Нас спонсировал в AHCI Свенд Андерсен, соучредитель Академии. Свенд был моим первым работодателем и открыл нам двери AHCI. В тот первый год мы представили только две наших стальных модели UR-102, поскольку не могли позволить себе купить золотые корпуса, а витрины у нас не было, поэтому мы выставили наши часы на переносной кухонной плите. Мы были на взводе: полные энтузиазма, стремящиеся показать свой потенциал, провокационные и готовые покорить мир.