Warning: ftp_nlist() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/jewelrysta/jewelrygarden.ru/docs/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 438

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/jewelrysta/jewelrygarden.ru/docs/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/jewelrysta/jewelrygarden.ru/docs/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230
Первый ювелирный журнал о лучших украшениях, тенденциях и брендах

«Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса

«Предста Царица, с припадающими преподобными Феодосием Великим и Варлаамом Хутынским». Максим Иванов Репьев. Оружейная палата. 1696 г.

4 сентября 2018 года в Государственном историческом музее состоялось торжественное открытие выставки ««Предивное художество»: иконы из собрания Григория Лепса». Заслуженный артист Российской Федерации, музыкант и продюсер Григорий Лепс представляет уникальную коллекцию икон, которыми пополнялось его собрание в течение 20 лет.

На выставке продемонстрированы редкие памятники иконописи XVI — начала XX вв. До сих пор эта коллекция была неизвестна широкой публике и никогда не экспонировалась. С выходом в 2012 г. фундаментального каталога собрания икон Григория Лепса эта часть его коллекции была по достоинству оценена специалистами и вошла в постоянный научный оборот. Данная выставка призвана впервые познакомить зрителя с большим и ценным собранием, продолжающим традиции частного собирательства в России.

Историко–художественная ценность собрания заключается прежде всего в высочайшем качестве собранных памятников. Для Григория Викторовича приоритетным в коллекционировании являются хорошая сохранность авторского слоя живописи и высокое мастерство исполнения. Уникальными в экспозиции станут подлинные шедевры миниатюрного письма.

Для характеристики собранных Григорием Лепсом памятников иконописи подходят слова Н. С. Лескова: «Предивное художество» — определение, которое писатель дал иконописной святыне в рассказе «Запечатленный ангел». В произведении упомянуто имя московского мастера Николая Михайловича Силачева, две редкие работы этого иконописца можно увидеть на выставке.

Следует подчеркнуть, что в своей деятельности собиратель отдает предпочтение памятникам подписным, датированным и редкой иконографии. Все без исключения иконы, вошедшие в данное собрание, являются памятниками музейного значения.

Еще одним несомненным достоинством представляемой коллекции является ее высокая репрезентативность. Экспозиция познакомит посетителя с иконами мастеров Оружейной палаты и работавших в ее традициях иконописцев XVIII в., с произведениями старообрядческих мастеров Поморья, Москвы, Романово–Борисоглебска, Поволжья, Прибалтики, с работами иконописцев Мстеры и Палеха, а также знаменитых выходцев из этих иконописных сел, работавших в столицах по высочайшим заказам, — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова, В. П. Гурьянова.

Посетителей выставки ждут настоящие открытия! Несколько произведений в коллекции представлено творчеством ранее неизвестных мастеров XIX — начала XX в., таких как З. Ф. Бронин, И. Д. Краузов, Я. А. Богатенко, А. Д. Бороздин и др.

На выставке в соответствие с историко–стилистическим принципом сформированы следующие разделы:

I. Наследие средневековых мастеров. Включает памятники XVI–XVII вв. и показывает истоки тех двух стилистических направлений, которые после церковной реформы середины XVII в. на протяжении XVIII–XIX вв. развивались уже самостоятельно, практически не пересекаясь.

II. В новой стилистике. Среди произведений религиозной живописи XVIII — начала XX в., господствовавшей в официальном церковном искусстве того времени, коллекционер, следуя своим вкусам, выбрал те, которые не относятся к академическому направлению, но обнаруживают связь с традиционной иконой и живоподобным письмом мастеров Оружейной палаты.

III. По канонам древнего благочестия. В этот раздел входят работы старообрядческих мастеров XVIII–XIX вв., созданные с соблюдением эстетических, иконографических и технологических традиций иконописания Древней Руси.

IV. Иконописные центры и мастерские. Признанные иконописные центры и мастерские XIX в. (Романово–Борисоглебск, Мстера, Палех) хотя и работали на широкий рынок, старались сохранять древние основы своего искусства. Именно к их опыту обратился и высочайше утвержденный в 1901 г. Комитет попечительства о русской иконописи, который был создан для возрождения традиционного иконописания, отвечающего требованиям художественности.

Новизной отличается визуальный ряд, почти целиком состоящий из впервые экспонируемых памятников. На выставке будет представлено около 200 икон.