Первый ювелирный журнал о лучших украшениях, тенденциях и брендах

Музей Patek Philippe отмечает 20-летие

В ноябре 2001 года страстное увлечение Филиппа Стерна часовым искусством привело к открытию «Храма часового искусства», Музея Patek Philippe. Музей расположен в полностью отреставрированном здании в стиле ар-деко в Пленпале, Женева. В музее представлено более пяти веков истории часового производства. Экспозиция состоит из двух основных тематических коллекций: берущей свое начало в XVI веке уникальной старинной коллекции, в которую вошли самые древние часы; а также коллекции часов Patek Philippe, выпущенных в период с 1839 года до наших дней. Во второй коллекции представлены накопленные традиции мануфактурного производства наиболее совершенных часов, включая самые сложные в мире часы Caliber 89. Музей Patek Philippe позволяет в полной мере оценить богатейшее наследие часовых гениев.

 

Расположенный в Женеве Музей Patek Philippe является одним из важнейших музеев часового искусства в мире. В экспозиции представлены переносные механические часы, выпущенные в период с XVI века до 1839 года; часы Patek Philippe, изготовленные в период с 1839 года до наших дней; а также знаменитые на весь мир автоматы и миниатюры на эмали работы женевских мастеров. В музее имеется библиотека, насчитывающая более 8000 изданий, посвященных времени и измерению времени.

 

Музей Patek Philippe в Женеве соответствует стилистике часов этой фирмы: фасад здания постройки 1920х годов отличается чёткостью пропорций и сдержанностью оформления. Между тем, в бывшей фабрике по производству часовых корпусов и аксессуаров располагается уникальная коллекция, представляющая пятьсот лет истории портативных часов, начиная с 16-го столетия и до нового тысячелетия. Это собрание – результат целенаправленного коллекционирования трех поколений семьи Стерн, владельцев предприятия.

 

Замыслом г-на Филиппа Стерна, который открыл музей Patek Philippe в 2001 году, было создать самый прекрасный и прославленный музей часов в мире. Но это не помешало отказаться от помпезности. Как общий дизайн, так и каждая деталь отделки были исполнены под руководством его супруги г-жи Герди Стерн, поэтому интерьер сразу располагает к себе безукоризненным вкусом и почти домашним характером. При переделке здания было использовано редчайшее эвкалиптовое дерево и другие высококачественные материалы.

Как дань уважения труду первых швейцарских часовщиков и ювелиров, на первом этаже выставлены орудия их производства. Старинные станки и инструменты представляют не только исторический, но и практический интерес: Patek Philippe продолжает использовать и способствует возрождению традиционных техник ручной работы. В открытой для обозрения мастерской реставратора, которая воссоздаёт кабинет женевского часовщика прошлых веков, старинные часы обретают новую жизнь.

 

В библиотеке Музея Patek Philippe собрано более восьми тысяч изданий, относящихся к часовому делу, в том числе редчайшие старинные публикации трудов Галилея, Ньютона и Гюйгенса. Архивные документы рассказывают об истории дома Patek Philippe. Успех фирмы обеспечили две выдающиеся личности: напористый предприниматель, поляк по происхождению Антуан Норбер Патек, основавший предприятие в 1839 году, и его компаньон, французский часовщик Жан Адриан Филипп, изобретатель всем сейчас известной системы завода часов и перевода стрелок с помощью заводной головки.

Музей Patek Philippe воплощает принципиальное для женевской мануфактуры уважение к историческому наследию. Экспозиция старинных часов рассказывает историю механического отсчёта времени, начиная с эпохи первых портативных часов. Самый ранний экспонат музея Patek Philippe – это часы в виде барабана с одной часовой стрелкой, созданные, как полагает хранитель коллекции г-н Арно Телье, между 1530 и 1540 годами в Нюрнберге или Аугсбурге. Время всегда воспринималось как философское понятие: «астрономические» часы отражали представления о мироустройстве, а часы в виде человеческого черепа не давали забыть о неумолимом беге времени.

 

Женева наладила часовое производство в конце 16 века с помощью французских беженцев-гугенотов и сумела преуспеть в условиях жёсткой конкурентной борьбы. Экспозиция показывает, что женевские часы не уступали продукции мастеров Лондона и Парижа. В поисках новых возможностей для сбыта продукции швейцарские часовщики достигли Стамбула, а в конце 18 века потеснили англичан на рынке Поднебесной империи.

 

Превращение часового дела в точную науку обязано изобретению Гюйгенсом в 1674 году системы баланс-спираль, т. е. регулятора времени, основанного на принципе равномерного колебания маятника. В музее Patek Philippe представлены первые механизмы, которые отсчитывали минуты и секунды. Гонка за точностью измерения времени привела к созданию хронометров, необходимых для навигации, а хронографы, появившиеся в начале 19 века, открыли прецизионным приборам новые возможности для измерения промежутков времени в спортивных соревнованиях. Сложнейшая механика нашла применение и в автоматах с поющими птичками и двигающимися под музыку фигурками людей и животных.

 

Постоянное стремление к повышению точности хода сочеталось с поразительным разнообразием внешнего облика часов. Нередко они служили ювелирным украшением в виде перстней, брошек и подвесок с брелоками. Женевские мастера особенно преуспели в живописи по эмали: эту технику, изобретённую около 1630 года во Франции, здесь усовершенствовали, придав ей особую лучезарность. В музее Patek Philippe представлена своего рода картинная галерея из миниатюрных портретов и копий с полотен старых мастеров, с величайшим усердием воспроизведённых на часах, медальонах и табакерках. Предки прибора, который тикает у нас на руке, порой были очень экстравагантны: модницы времён Марии Антуанетты и Жозефины Богарне любили дополнять свои наряды часами-фантазиями в виде животных, цветов, фруктов, и музыкальных инструментов.

 

Кульминацией развития часового искусства к началу 19 века стали изделия фирмы Абрагама-Луи Бреге (Breguet), знакомые русскому читателю по произведениям Пушкина и Куприна. Наполеон и герцог Веллингтон носили только часы Бреге. В музее Patek Philippe выставлены так называемые «тактильные» часы, принадлежавшие младшему брату Наполеона Люсьену Бонапарту. Они позволяли незаметно для других деликатно узнавать время на ощупь, не вынимая часы из кармана.

 

Экспозиция часов Patek Philippe представляет продукцию дома от ранних моделей, привлекших внимание состоятельной публики высоким качеством и изысканным вкусом, до памятных часов, выпущенных ограниченными сериями к новому тысячелетию. Почётное место в музее Patek Philippe занимают покрытые алмазами и голубой эмалью часы британской королевы Виктории, которые она приобрела прямо на стенде предприятия на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. С тех пор коронованные особы проявляли неослабный интерес к изделиям фирмы. Свои портреты и гербы на часах Patek Philippe хотела видеть и аристократия. Русская знать не отставала от Европы: в специальной витрине выставлены часы, сделанные для русских заказчиков. В 1844 году для князя Николая Борисовича Голицына, владельца платиновых рудников, был изготовлен хронометр с редчайшим механизмом из этого почти не поддающегося обработке металла. С первых лет своего существования предприятие стремилось выйти на российский рынок. В 1848 году Патек лично побывал в России и установил связи с часовщиками и магазинами в Москве, Петербурге и других городах империи.

 

Выставка часов Patek Philippe продолжает многие темы исторической коллекции. На заре технической цивилизации Западной Европы часы были наиболее хитроумным механическим прибором, примером для индустриальных машин. Поэтому неудивительна одержимость западного мира замысловатыми механизмами, которые измеряют время в его разных параметрах и вмещают в часовой корпус как можно больше дополнительных функций. Patek Philippe – признанный лидер в изготовлении сверхсложных часов. Доказательство этому – «Калибр 89», самые сложные переносные часы в мире, созданные в честь стопятидесятилетнего юбилея фирмы. Среди тридцати трёх функций этого прибора, имеющего двадцать четыре стрелки, одной из наиболее редкостных является устройство вычисления Пасхи: в полночь 31 декабря соответствующая стрелка передвигается на дату, на которую придётся праздник в новом году. На видеоэкране невероятно сложное устройство часов воспроизводится в компьютерной графике.

 

В экспозиции можно проследить и увлекательную историю развития наручных часов. Получившие распространение в годы Первой мировой войны, они превратились из дамского украшения в неотъемлемый аксессуар мужчины, вытеснив карманные часы. Классикой дизайна наручных часов, функциональных и без лишних украшений, стала модель Calatrava 1932 года, которая не теряет популярности до сих пор. Среди шедевров коллекции – первые наручные часы с хронографом и минутным репетиром, изготовленные в 1926 году, и образцы модели World Time, показывающие время во всех часовых поясах. Большой коллекционный интерес представляют часы, принадлежавшие Дюку Эллингтону, маршалу Тито и другим знаменитостям.

 

Особое место в музее Patek Philippe занимает изготовленный в Москве сервиз в старорусском стиле из позолоченного серебра с двенадцатью чарками, подарок фирме от Николая II. Это знак благодарности за «совершенно исключительные часы» со сложным механизмом и монограммой царя, которые дом Patek Philippe преподнёс императору в 1895 году.

 

Музей Patek Philippe стоит посетить всем, кто интересуется часами, ювелирными украшениями, историей и искусством. Здесь предлагаются экскурсии на восьми языках, в том числе и на русском.