Вызовы эпохи, в которой мы живём, порождают вопросы о перспективах развития важной составляющей повседневной жизни — мода и стиль, как в одежде, так и в украшениях и аксессуарах. Возникшая лакуна на месте многих популярных и активных западных брендов, открывает простор для развития и продвижения творчества отечественных производителей, дизайнеров одежды и ювелиров. Полагаю, что мы станем свидетелями расцвета в области креативного бизнеса. А высокая внутренняя культура российских создателей произведений моды и ювелирного искусства является мощной основой будущих успехов наших творцов в этих областях. Однако стоит помнить о том, что успешный бизнес развивается по неким правилам, знание которых очень помогает.
Спрос рождает предложение, это аксиома бизнеса. Но что было раньше, «курица или яйцо» в мире моды? Мы все знаем имена великих кутюрье и роскошных ювелирных брендов, которые управляют умами клиентов, жаждущих приобщиться к образу, транслируемому от этого имени.
Портные и модистки прежних времён шили, как правило, строго индивидуально — по фигуре заказчика и сообразно его вкусу и кошельку. Мастера-ювелиры творили украшения из камней заказчика, часто трансформируя украшения, переходящие по наследству, сообразно изменяющейся моде. И даже ожерелье из клыков и зубов, созданное древним человеком, своей целью имело отразить индивидуальность своего обладателя.
Все без исключения Дома ювелирного искусства с длительной историей, являющимися успешным процветающим бизнесом сейчас, начинали когда-то как исполнители индивидуальных заказов обеспеченных и часто венценосных клиентов, следуя за модой и одновременно создавая её. Более молодые, но тоже успешные и востребованные бренды часто достигали успеха, запуская новый тренд или успешно возрождая старинную технику, а порой комбинируя эти направления.
История сохранила для нас образцы старинных журналов и альманахов мод, предлагающих порой очень смелые для своего времени модели нарядов. Мы можем увидеть интереснейшую канву изменений в стиле, порой кардинальных в рамках небольшого периода времени. А уж глянцевые издания последнего века демонстрируют космический рывок в изменениях модных трендов, следующих за изменениями в истории и, как следствие, в образе жизни. А образ жизни обуславливает моду, вне сомнений.
Во все времена, особый интерес и внимание вызывали образ жизни и образы, демонстрируемые выдающимися личностями своего времени. Те, кого сейчас называют лидерами мнений. И это неизменная составляющая успеха брендов. Например, одна из немногих действующих монархий нашей эпохи, британская королевская семья, дала нам «феномен Кейт», по имени супруги наследника престола. А до этого её свекровь, леди Диана, порождала подобный эффект в 80-90 годы. Любая вещь, надетая герцогиней на мероприятия в свет — будь то практичный свитер и пальто в сопровождении недорогих аксессуаров локальных ювелиров или же роскошное платье и драгоценные серьги, порождают всплеск популярности и неслыханный рост продаж. И даже советская эпоха, в нашем государстве, порождала своих звёзд и образцы стиля. Российская культурная и политическая среда в лице известных персон, время от времени вдохновляет своим стилем.
Необходимо отметить просветительский аспект воспитания вкуса потребителя и то, что именно наши соотечественники (и, в особенности, соотечественницы) демонстрировали в последние десятилетия потрясающие способности впитывать правила хорошего тона, с большой смелостью интерпретируя тенденции моды и современного. Уверена, и дальше мы будем радоваться взаимодействию с чутким и благодарным клиентом.
Знать тенденции современной моды, и взаимодействовать с персонами, способными качественно их транслировать — важная составляющая успешного бизнесмена в области моды и ювелирного искусства.
Следующей важной составляющей является продолжение бренда – маркетинговая и рекламная активность. И здесь, безусловно, нужна продуманная концепция — идея и ДНК, целевая аудитория и образ опыта, который предлагается клиенту. Одним из ключевых смыслов, заложенных в произведениях ювелирного или дизайнерского искусства – радость и удовольствие обладателя, улучшение его самоощущения и трансляции себя в мир. Продуманная и последовательная рекламная компания может стать залогом большого успеха, и при очень разных (вовсе не обязательно грандиозных) бюджетах.
Таким образом, команда успешного творческого бизнеса включает не только художника/дизайнера и мастеров ювелирного дела, но и специалиста по продвижению. Или же этот навык должен быть очень развит у руководителя/владельца компании. Уверена, немало талантливых в своём деле молодых специалистов по маркетингу и рекламе могли и хотели бы стать частью команды творческого российского бренда.
Завершающим элементом упомяну важность атмосферы в точках продаж\пространстве бренда (пусть даже и виртуальном). Традиции гостеприимства нашей страны, и лучшие практики в данной области от известных брендов помогут создать уютную, доброжелательную атмосферу и работать по высоким стандартам обслуживания клиента. В совокупности с качеством произведённых изделий, это даст возможность ответить на пожелания клиента наилучшим образом, в соответствии с его запросом, и превосходя ожидания. А удовлетворенный клиент возвращается и «голосует рублём», становясь лояльным потребителем — и бизнес имеет все шансы идти по пути процветания. И этот путь продлится тем дольше, чем больше лояльных, возвращающихся клиентов получит бренд.
В результате, успешный бизнес в области моды и ювелирного искусства — это, по сути своей, баланс между следованием модным тенденциям, и сотворением их в соответствии с процессами, происходящими в обществе и мире; готовность как принять просветительскую роль, так и учиться непрерывно у конкурентов, коллег и многих других, порой неожиданных источников.
Людмила Белоусова,
стратегический директор DE BEERS