За многие годы ювелирный рынок России переживал и взлеты, и падения. Можно отметить, что в последнее время многие эксперты отмечают лояльность покупателей к ювелирным украшениям. И здесь нельзя не отметить старания самих участников ювелирного рынка, которые анализируют рынок, делают прогнозы на будущее и одновременно очень внимательно относятся к любителям ювелирных украшений. С нами на связи Александра Чвилёва, аналитик компании AllTime. Ее анализ ситуации на ювелирном рынке России.
За почти четверть века существования AllTime и 15 лет представленности в ювелирном сегменте наша команда наблюдала спады и падения в индустрии, хаотичное движение цен на драгоценные материалы, полный неопределенности локдаун из-за пандемии COVID-19, уход с рынка международных брендов. Но команда AllTime умеет реагировать на вызовы.
Главным итогом в продажах 2024 года для нас стал 35% рост относительно 2023. На это повлиял ряд факторов:
- Стремительный рост цен на драгоценные металлы, золото и серебро. За год он составил 45-47%. Увеличение выручки в денежном эквиваленте по большей части связано с этим фактором.
- Рост среднего чека, связанного с повышением цен на драгоценные металлы. Средняя стоимость покупки украшений выросла в примерно на 15-20%. Помимо золота и серебра на этот фактор повлияли удорожание цен на производство украшений и логистика.
- Повышенный спрос на бижутерию. Продажи в данной категории в деньгах выросли на 55%, наряду с количественными объемами. Здесь наблюдается меньшая турбулентность стоимости из-за стабильности цен на гипоаллергенные сплавы с различными покрытиями.
- Анализ продаж и ассортимента. Изучение запросов, настроения и возможностей наших покупателей. На основе этих данных корректируем наши слабые стороны и дополнительно подсвечиваем сильные.
- Сплоченная команда, отлаженные процессы.
Мы чутко отслеживаем не только наши внутренние тенденции, но и мировые тренды. Поэтому наметили для себя несколько векторов движения на 2025 год.
Развитие сети.
Здесь мы охватываем два направления: онлайн и оффлайн магазины. Пандемия показала, насколько важно сегодня присутствие в интернете. Немецкая компания Statista, специализирующаяся на исследовании рыночных и потребительских данных, предсказывает стабильный рост онлайн-покупок к 2029 году. По их предсказанию мировой объем онлайн-потребления в ювелирном секторе вырастет к 2029 почти на 10% относительно 2024. Также они предсказывают, что пользователи будут все больше совершать покупок с телефона, нежели с браузера компьютера. Это хороший повод подумать о том, насколько удобна для покупателей мобильная версия сайта.
Из этих обрывочных данных может сложиться мнение, что физические магазины больше не нужны. Это не так. По предсказаниям Statista, на долю оффлайн-пространств к 2029 году будет приходиться 62,8%. Что действительно поменяется – ожидания потребителей от магазинов. Упор должен делаться на получение нового приятного опыта. Хороший свет, современный дизайн, красивые пространства, которые посетителям так и хочется вывесить в соцсети. В таких местах потребители начинают по-другому воспринимать сами вещи. Трендовое бюро TrendVision даже вводит специальный термин для этого явления – музеефикация потребления. Мы обновили дизайн наших магазинов и переработали концепт. А потом пошли еще дальше и открыли «Музей Времени и Часов». Это пространство служит дополнительной точкой касания с нашими покупателями, местом, где мы им доносим наши ценности и раскрываем тему украшений через ювелирное искусство.
Развитие сегмента мужских украшений.
Мы планируем занять эту перспективную нишу, поскольку в современном мире наблюдается интерес к украшениям у всех слоев мужского населения. Это могут быть яркие бусы у инфлюенсеров-зумеров в ленте соцсетей. Роскошные усыпанные драгоценными камнями броши на лацканах пиджаков актеров на красных ковровых дорожках. Смелые съемки кампейнов с молодыми людьми у ведущих мировых ювелирных брендов. Самобытные печатки как доступное средство самовыражения при строгом офисном дресс-коде. TrendVision с 2022 года пишут в каждом своем трендбуке об агендерных украшениях. А Polaris Market Research и Market Research Future предсказывают плавный рост сегмента мужских украшений к 2032 году.
Внимание на локальных авторов.
В нашем ассортименте много известных мировых брендов, которые не нуждаются в особом представлении у широкой публики. Но мы не делаем ставку только на них. Наша команда находится в постоянном поиске талантливых художников-ювелиров и молодых дизайнеров. Для этого мы следим за отраслевыми мероприятиями, результатами конкурсов, а также устраиваем сами выставки в «Музее Времени и Часов». К этому моменту у нас уже прошло несколько экспозиций как редких экземпляров из частных коллекций, так и украшений молодых российских ювелиров. Кстати, участникам выставок мы готовы предоставить не только музейное пространство, но и место на наших витринах в магазинах. Также мы рассматриваем все поступающие к нам предложения от локальных дизайнеров и готовы вести переговоры об эксклюзивном сотрудничестве.
Повышенный интерес к бижутерии.
Внимание к бижутерии наблюдается со всех сторон. Покупатели в ней заинтересованы, поскольку именно этот сегмент наиболее быстро реагирует на модные тренды, стоит дешевле условного кольца из белого золота с 1-каратным бриллиантом круглой огранки. Многие дизайнеры переходят в этот сегмент, поскольку они устали от вечно меняющихся правил игры ГИИС МДМК и постоянно растущих цен на драгоценные металлы. Команда AllTime заинтересована в бижутерии, поскольку мы видим отклик у покупателей и огромное желание у ювелирных марок работать в этом сегменте.
Александра Чвилёва, аналитик компании AllTime