Наши читатели могут помнить статью в осеннем номере журнала о связи архитектуры и ювелирного искусства. От общего хотим перейти к частному, и рассказать об образе маскарона с дома в Старопанском переулке Москвы в украшениях марки «Les Mascarones».
Ювелирный дизайнер Инга Макарон обратилась к этой маске ещё на заре своего проекта. Она увидела в советском альбоме по архитектуре фотографию рельефа томной девушки с цветами в волосах на фасаде московского здания. Её сдержанный облик без множества деталей позволил стать основой для украшений. Маска была отлита в серебре, после чего дизайнер приступила к разработке колье. Работа над украшением велась одновременно с изучением истории этого здания.
Экстерьер Торгового дома В.Ф. Аршинова очень скромен. Тёмно-зелёная керамическая плитка контрастирует с более светлыми отштукатуренными участками стен и архитектурных элементов. Однако, именно это цветовое сочетание характерно для периода в творчестве автора здания — Фёдора Осиповича Шехтеля. Дом, возведенный в начале ХХ века – является традиционным примерном постройки в стиле московского модерна. Это и симметрия фасада с крупными лепными элементами, и огромное арочное окно, обрамляющее вход в здание, и, конечно – женские маскароны. Эти излюбленные приёмы Ф.О. Шехтеля будут применяться и другими московскими архитекторами той эпохи. А женские томные головки украсят множество фасадов.
Модерн затронул не только архитектуру, но и ювелирное искусство. Поэтому, возвращаясь в наше время, украшение «Les Mascarones» должно было вступить в диалог со временем. Несколько ярусов цепей, сплетённых вручную, проходят через жемчуг и натуральные камни, и ведут в главной точке – к позолоченному серебряному маскарону. Украшение, созданное в единственном экземпляре, всего за пару месяцев стало экспонатом выставки «Les Mascarones. Архитектура в металле» в МИКК «Особняк купца В.Д. Носова», было представлено на премии JEWELRY STAR-2019 и обрело своего владельца в лице главного редактора журнала Jewelry Garden Марины Кудриной. Однако, уникальное колье не хотелось навсегда прятать от глаз публики, поэтому в феврале 2020 года, оно экспонируется на выставке «Les Mascarones. Ювелирная архитектура» в Арт-пространстве «Усадьба Струйских».
Реализовав идею серебряного украшения, дизайнер продолжила свой творческий поиск в других материалах. Была выпущена коллекция белых и позолоченных фарфоровых брошей. Несмотря на серийность, каждое украшение остаётся уникальным, поскольку создаётся вручную мастером. Сейчас, автор проекта «Les Mascarones» работает над брошью-иглой из оксидированного алюминия, который благодаря своему тёмному облику будет гармонично контрастировать со светлым фарфором.
Когда люди, узнают, что украшение создано не только для красоты, но и для рассказа об ускользающем прошлом, они сами начинают интересоваться историей здания, историей своей улицы и города. Культурное наследие, которое нас окружает, может быть скромным на вид, но нести большую ценность и вдохновлять на новые произведения.
Текст и иллюстрации: Даша Жарова