Совсем недавно в приходском доме при храме Преображения Господня состоялась презентация обновленной иконы наборной «Преображение Господне». История ее интересна, и самое важное – стараниями людей она обрела свое второе рождение. А история ее такова: она появилась в храме при следующих обстоятельствах. В начале 90-х годов 20 столетия велись реставрационные работы в здании Калужского епархиального управления. При раскопках полуподвальных помещений была найдена икона в разобранном виде. Фон, фигура, гора и рама лежали по отдельности. Когда приснопамятный протоиерей Леонтий Никифоров в очередной раз приехал в управление по делам прихода, ему предложили забрать эту икону в храм, так как храм имеет главный престол в честь Праздника Преображения Господня.
Отец Леонтий забрал икону, попросил знакомого реставратора привести ее в порядок и повесил на стене в храме. Но однажды в храм приехала экскурсионная группа из Горного института Москвы. Они заинтересовались иконой и попросили отца Леонтия забрать ее на экспертизу. Через некоторое время икону вернули со списком состава минералов и, предположительно, именем автора данной иконы. По их предположению, икона была создана в Мастерской русского художника А.К. Денисова-Уральского (1864-1926 гг.). После этого также стало известно, как икона оказалась в Калужском управлении епархии. Оказывается, художник возил свои произведения по России и организовывал выставки. В какой-то момент почти половина работ пропала во время транспортировки. Предполагалось, что эта икона как раз из числа утраченных работ мастера.
Иконой заинтересовался оргкомитет выставки «Мастера России-2024», приуроченной к 160-летию со дня рождения А.К. Денисова-Уральского и 120-летию его персональной выставки в Москве «Урал и его богатства». Представители оргкомитета под руководством Юрия Анатольевича Василенко приехали в Нижние Прыски к иерею Тихону и получили его благословение на то, чтобы икона экспонировалась в исторической части выставки. Благословение было получено. Руководство выставки приняло на себя обязательство о реставрации данной иконы. С благословления иерея Тихона реставрация была начата в марте 2024 года.
К сожалению, в ходе реставрации не обнаружены доказательства авторства и принадлежности иконы мастерской А.К. Денисова-Уральского. Реставратор столкнулась с многочисленными грубыми поздними реставрациями и вмешательствами. Были утрачены (почти на 50%) входящие в состав декора минералы. Также сомнения об авторстве выразил и настоятель храма.
Организатор выставки послал запрос на искусствоведческое экспертное заключение главному специалисту по творчеству Денисова-Уральского доценту кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета Л.А. Будриной. При этом было получено заключение: «Произведение: рельефная икона Преображение Господне. Место и время создания: Россия, Урал, Златоуст (?), первая половина XIX века.» Оказалось, что время создания иконы на полвека опережает период творчества А.К. Денисова-Уральского! Предположительно авторство принадлежит Петру Клементьевичу Бояршинову, который трудился вместе с другими мастерами: Александром Тележниковым и Николаем Бушуевым в чертежной мастерской при Златоустовском заводе. Это было место, где выполнялись различные необходимые для железо деятельного завода работы: чертежи рудников и окрестностей, зданий и сооружений, топографические съёмки, акварельные зарисовки местности, живописные картины и иконы. Именно здесь и родились на свет удивительные наборные иконы, где образ дополняли уральские камни. Основные минералы, которые можно теперь увидеть в рельефной части иконы «Преображение Господне»: дымчатый кварц, горный хрусталь, морион, аметист, турмалины, шерл, берилл, аквамарин, амазонит, малахит, азурит, слюда, пирит, родонит, яшма, халцедон, сердолик, крокоит, уваровит, гранаты (альмандин андрадит) полевой шпат, кальцит, мрамор, дендритовый опал, гетит.
Справка: наборные (или рельефные) иконы – уникальный вид творчества уральских мастеров. Первые сведения о подобных иконах относятся к концу XVIII-началу XIX веков. Создателями школы наборной иконы были талантливые живописцы Златоустовского оружейного завода: Николай Никитович Бушуев, Петр Клементьевич Бояршинов, Александр Евтихиевич Тележников. Их дети, Иван Бушуев, Петр и Андрей Бояршиновы, продолжили развитие этого искусства.
Наборные образа Златоустовской школы создавались в период с конца ХVIII века по 1860-е годы. Уникальность наборных икон заключается в объемной композиции и своеобразной технике исполнения: основа композиции – горный пейзаж или пещера исполнялись (набирались) из полудрагоценных камней, минералов и драгоценных металлов, закрепленных на мастике к дощатой основе ящика. На переднем плане – фигуры людей и антураж, выполненные из папье-маше и расписанные в технике акварельной живописи. На заднем плане – живописный фон на бумаге. Или по левкасу. Таким образом, наборные иконы имеют трехмерное пространство, в отличие от традиционных икон, написанных на досках. Производство таких икон было очень трудоемким. Они изготавливались штучно, по частному заказу или для экспозиций художественно-промышленных выставок. Кропотливая работа мастеров наглядно отображала богатство недр Урала.
Глубокая благодарность всем, кто принял участие в судьбе иконы: иерею храма Преображения Господня Тихону, Галине Васильевне Ананьиной, президенту Фонда поддержки промышленного и ювелирного искусства, за инициативу по проведению изыскательных и реставрационных работ, Юрию Анатольевичу Василенко за организацию и помощь в проведении реставрационных работ, Елене Александровне Парусовой за бережную реставрационную работу, Лаженцевой Любови Васильевне, посвятившей несколько лет своей жизни историческим изысканиям на тему наборных икон Златоустовских мастеров, Людмиле Алексеевне Будриной, давшей независимое экспертное заключение о том, что данная икона — одна из наборных образов Златоустовской школы, датируемая первой половиной XIX века.
Увидеть икону «Преображение Господне» вы сможете с 15 ноября по 8 декабря 2024 года на выставке «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство, Московский самоцветный фестиваль» в выставочном центре «Амбер плаза» (г. Москва, ул. Краснопролетарская, 36).
Все расходы по реставрации иконы, а также организации выставки обеспечивает компания «Клиоэкспо», руководитель Юрий Анатольевич Василенко.